История города Павловский Посад.
Ровно 170 лет назад, с объединения нескольких деревень, началась история города Павловский Посад.
***
Археологические находки показывают нам, что история этого края берёт свой старт ещё в неолите… Но оформленное развитие привычных нашему уху географических названий всё же начинается намного позже.
Самое первое упоминание села Вохна можно найти в документах 14 века (например, духовных грамотах князя Калиты). Вохна в них – округ селений около рек Клязьмы и Вохонки. В эту волость входили такие деревни и сёла как Храпуново, Кавригино, Малыгино, Казанское, Рохманово, Теренино, Улитино, Степурино…
На фото – старинный павлопосадский дом —
***
Немного восточнее в шести километрах от города располагалось два крупных поселка: Грибаново и Казанское. Первое в начале XVI века носило название «Старая Меря», неподалеку от поселка протекает река Нерская (Мерская). Второй поселок до середины XIX века носило название Меря, а затем до начала двадцатого века Казанская Меря.
Существовали и другие названия данной реки, так в Коломенской писцовой книге есть записи от 1577 года, где упоминается река Мерка и Мерска. До конца XVIII века в документах встречается название «Мерская», но тогда уже стало встречаться и новое название реки – Нерская. Эти данные можно прочесть в «Материалах генерального межевания 1784 года». Это название указывает на наличие мерянских корней края, который расположен недалеко от Мещерской низменности и Владимирского края.
А. П. Богданов в 1880-гг недалеко от села Казанское (Меря) обнаружил одну из наиболее крупных групп в 100 могильных курганов XI—XIII вв. работа по их изучению была проведена в 1915 году московским археологом В. Д. Калитиным, а В. П. Левиным и Е. Н. Липеровской в 1925 году. По найденным артефактам было вычислено, что в XI—XII вв. Подмосковье населяли кривичи, вятичи и представители угро-финских племен (мурома, меря и другие), но затем они были поглощены славянами.
Первое документальное упоминание села Вохне в истории города Павловский Посад датируется началом XIV столетия. Например, великий князь Иван Данилович Калита (1288 – 1340 гг.) упоминает село Вохне во второй духовной грамоте, которая была сочинена в связи с поездкой в Орду. Датируется она 1339 годом, как раз в это время Иван Калита со своими сыновьями ездил в Орду.
У Ивана Даниловича было много поместий, их число входило и Вохна, но выяснить насколько велика она была, к сожалению невозможно. Эта местность часто подвергалась набегам и страдала от междоусобиц, и многие памятники того периода были истреблены. Округ селений расположенных вдоль берегов рек – Вохонки и частично Клязьмы назывались Вохною. В некоторых актах эти поселения называются селищем Павлово, Власьевским и Вохною. Свое значение Вохна имела и в церковно-административном отношении. Эта довольно большая местность с десятками церквей именовалась «Вохонскою десятиною».
Состояла Вохонская волость из следующих сел и деревень: Теренино, Улитино, Степурино, Казанское, Рохманово, Храпуново, Кавригино и Малыгино. Вся земля здесь принадлежала князю, и за ее использование надо было заплатить ему большой оброк.
Иван Калита в 1340 году отдал эту волость своему сыну Ивану (важный момент в истории города Павловский Посад), а он в свою очередь передал ее своему внуку — Дмитрию Донскому. Донской владел этой волостью вплоть до 1389 года. За это время он построил в селе Вохна, где бывал довольно часто, деревянную церковь. На протяжении 250-и лет Вохонская волость находилась во владении московских князей. Последним владельцем данной волости был Иван Грозный. Московский князь Иван IV Васильевич в 1547 году получил титул царя.
Когда Иван Грозный был уже болен (в 1582 году), он пожаловал данную волость Троице-Сергиевскому монастырю. Это решение было закреплено в подтвердительной грамоте, которая датируется 11 мая 1582 года.
Эта грамота подтверждает волю царя Ивана Грозного пожертвовать Вохонскую волость монастырю. Но узнать точное время перехода волости в собственность монастыря довольно сложно, ведь нет никаких письменных документов. Согласно писцовым книгам Московского уезда в 1577 и 1578 годах в собственности у Троице-Сергиева монастыря был погост Дмитровский на реке Вохна, а на этом погосте располагалась церковь Дмитрия Солунского, а еще теплая церковь святого мученика Георгия.
В политической жизни России Троице-Сергиевский монастырь играл очень большую роль. Кроме того что он был крупным культурным центром, он поддерживал князей в их объединительной политике а так же принимал участие в борьбе с татаро-монгольским игом. Иван Грозный, а после него и другие цари делали щедрые дары монастырю, чем способствовали его обогащению.
Екатерина II в 1764 году провела секуляризацию церковных земель, в результате этого Вохонская волость была передана в ведение Коллегии государственной экономии. Осенью 1781 года Екатерина II подписала указ, согласно которому данная волость вошла в состав нового уезда – Богородского. После смерти Екатерины II ее сын Павел I своим указом от 31 декабря 1796 года аннулировал Богородский уезд, а вместе с ним и Бронницкий, Никитский, Подольский и Воскресенский уезды. Вохонская волость стала относиться к Коломенскому уезду. Но сын Павла I Александр I, после смерти своим указом от 12 февраля 1802 года вернул все на прежние места, и Богородский уезд появился вновь.
***
История города Павловский Посад в годы наполеоновского нашествия.
После захвата Москвы армией Наполеона, 23 сентября 1812 года, согласно плана передвижения войск Великой армии в направлениях на восток, северо-запад и север от Москвы, находившийся на расстоянии 16 верст западнее с. Павлово город Богородск заняли части корпуса Мишеля Нея.
Это создало прямую угрозу не только имуществу, но и жизни вохонских жителей. Поэтому на сходе Вохонской волости, с одобрения местного головы Егора Семеновича Стулова было принято решение о создании дружины для самообороны. Все движимое имущество, а так же женщин, детей и стариков решили спрятать в лесах. Командование дружиной было поручено здешнему крестьянину Герасиму Курину.
Утром 28 сентября Курин и Стулов пришли в штаб генерал-лейтенанта князя Бориса Голицына, который в то время командовал Владимирским ополчением. Они доложили командующему о проведенных боевых действиях крестьян и доставили пленных, а так же попросили поддержать казаками отряд самообороны. Во второй половине этого же дня Курин в сопровождении отряда казаков в двадцать сабель, вернулся в Павлово. Вместе с отрядом самообороны они сразу направились к деревне Назарово, здесь ранее заметили вражеских фуражиров. Внезапная атака казаков и крестьян заставила их бежать, при этом оставив лошадей и повозки.
Вечером 1-го октября корпус Мишеля Нея вместе с другими корпусами, стоявшими вокруг Москвы, получили приказ о возвращении в столицу. Из-за этого вражеские силы оставили Богородск, а вохонские дружинники впав в эйфорию от такой удачи перешли к Успенскому пороховому заводу, это пригород Богородска. Здесь и окончилась история данного отряда самообороны.
Согласно существующему порядку, начальник Владимирского ополчения известил о предприимчивых крестьянах графа Федора Ростопчина (генерал-губернатора Москвы). Граф в свою очередь для поднятия патриотизма и благонравия, а так же преследуя свои личные цели, составлял список народных героев для представления их к царским наградам, всего в список попало 50 человек. По распоряжению Российского императора Александра I всем героям были вручены награды. Одни получили медали «За любовь к отечеству», а другие знаки отличия Военного ордена. В мае 1813 года вохонцы в Москве получили свои награды (кресты).
Вохна была крайним рубежом продвижения наполеоновских войск на восток, и она до наших дней бережно хранит память об этом историческом событии.
***
Свое же название Павловский Посад получил в 1844 году, вместе со статусом города. Именно с этого года мы и можем отсчитывать историю города Павловский Посад.
До этого он назывался Вохна по названию реки Вохна, Вохонка, а близлежащие окрестности назывались Вохонской волостью.
На фото — Колокольня Воскресенского собора —
Так звучал указ, подписанный Николаем I в июне 1844 года:
«Признав полезным, согласно представлению Министра Внутренних Дел, в Государственном Совете разсмотренному, преподать жителям села Вохны и смежных с оном четырех деревень: Захарова, Меленки, Усова и Дубровы, состоящих Московской губернии в Богородском уезде, новыя удобства к распространению торговли и мануфактурной промышленности, ПОВЕЛЕВАЕМ: означенныя селения переименовать в посад под общим названием Павловскаго, предоставив жителям оных селений вступить, кто пожелает, в мещанское звание или объявить купеческий капитал».
Через год, в мае 1845 года Павловский Посад был тожественно открыт!
Разумеется, на этом история города Павловский Посад не заканчивается.