История создания роботов. Первые механические шедевры XVIII века.

Май 23, 2014
от

600px-Leonardo-Robot3

 

Существует легенда, что знаменитый ученый и философ Альберт Великий еще семь веков назад сделал «железного человека». Наверное, можно считать, что именно с этого и начинается история создания роботов.

Alchemia02

 

У Альберта на работу над «механическим слугой» ушло более тридцати лет. Когда раздавался стук в дом, искусственный слуга вставал, открывал дверь и даже немного мог поговорить с гостем. С каждым днем слуга становился все более словоохотливым, что очень сильно раздражало Фому Аквинского – ученика и друга Альберта Великого. Однажды взбешенный назойливостью «куклы» Аквинский разбил тяжелым молотком создание своего учителя.

 

Скорее всего, это легенда. В XIII веке создать свободно говорящий аппарат вряд ли было возможно. Конечно «кукла» Альберта Великого могла вставать, ходить, но вряд ли говорила.

 

Робот Леонардо да Винчи —

600px-Leonardo-Robot3

 

Один из рычагов робота да Винчи —

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

 

Шахматный робот «Турок» Кемпелена (1769 г.) —

kempelen_turc

220px-Turk-engraving-figure***

 

260 лет назад при Парижской Академии наук работал механиком Жан де Вокансон и в свободное время мастерил необыкновенные автоматы. Его механическая утка была знаменита на весь мир – она совершила настоящую революцию в истории роботов, так как могла двигаться, есть, пить и даже «переваривать» пищу. Если до неё дотрагивались, то она поднимала голову, оглядывалась по сторонам, хлопала крыльями.

image001

 

Но большей популярностью пользовался механический флейтист Вокансона. Он имел вид человека высокого роста и мог исполнять довольно искусно 12 мелодий. Когда изобретатель представил своего флейтиста на суд Французской Академии наук, никто ему не поверил. Все были убеждены, что играет человек, спрятанный в металлическое туловище. Трудно было не засомневаться, ведь во время игры у автоматического флейтиста естественно двигались руки, пальцы, губы.

 

Мастерство Жана Вокансона оставалось непревзойденным до тех пор, пока не наступил расцвет часовых механизмов, что кардинально ускорило ход истории создания роботов. В ушах богатых модниц появились золотые сережки с встроенными в них крохотными часиками.

 
Изготовлением часов славилась швейцарская деревушка Шо де Фон. Этим ремеслом занимались почти все жители. Самым искусным был мастер Пьер Дроз.

Pierre_Jaquet-Droz,_1758

 

Ему надоело делать простые часы и он изготовил особенные. Часы украшали бронзовые фигурки пастушка с рожком и собачки. Когда стрелка часов подходила к определенному часу, пастушок поднимал рожок и сигналил столько раз, сколько показывали часы. Собачка охраняла корзину с яблоками. Если кто-то брал из корзины яблоко, собачка начинала лаять так натурально, что откликались даже живые собаки.

 
На этом Пьер Дроз не остановился, он задумал сделать не часы, а механического человека, чтобы внести свой вклад в историю создания роботов. Сначала он изготовил писца. Работал он над ним несколько лет и в 1770 году автомат был готов.

2013-11-06-boy1

 

Это был миловидный темноволосый мальчик лет пяти, сидящий на мягком табурете за столиком, в руке у него было гусиное перо. Периодически мальчик макал перо в чернильницу и старательно выводил не только отдельные слова, но и целые предложения крупными и красивыми буквами. Строчки были ровные, между словами писец оставлял промежутки. Во время письма мальчик водил головой, как бы следя за тем, что пишет. По окончании работы посыпал написанное песком для высушивания чернил (промокашек тогда еще не было), потом встряхивал лист.

 
Создавалась полная иллюзия настоящего человека и только те, кому посчастливилось видеть механического мальчика без одежды, могли убедиться в сложности этого робота. Весь механизм напоминал часовой, приводился в движение пружиной, как часы. Это был настоящий прорыв в истории роботов.

 
После писца Пьер Дроз вместе с сыном Анри создал рисовальщика. Рисовальщик тоже был размером с писца. Карандашом рисовал различные фигуры и портреты (например, французского короля и королевы). Рисовал с остановками, как бы «раздумывая», иногда дул на лист, сдувая соринки.

Automates-Jaquet-Droz-p1030496

 

Третьим автоматом в истории создания роботов этой семейкой мастеров стала механическая музыкантша. Отец и сын Дрозы ездили по разным странам и показывали «механических людей» за деньги.

 
Особенно нравилась публике музыкантша, одетая в кружевное платье. Она сидела перед фисгармонией и пальцами нажимала на клавиши. Она хорошо и легко играла. Лучше всего ей удавались трели и быстрые пассажи. Она поворачивала голову и глаза вслед за руками, грудь её поднималась и опускалась как при дыхании.
В 1777 году механическую музыкантшу впервые в истории роботов привезли в Петербург, где её встретили как чудо. Оплата составляла 50 копеек, а знатные люди могли платить сколько угодно.

 
Дрозы побывали во многих странах, но в Испанию поехал только Анри, так как Пьер был нездоров. Уже в начале пути случилось несчастье. В Средиземном море парусник с Анри попал в бурю и потерпел крушение. Несколько пассажиров утонуло, но Анри удалось спастись, были спасены и ящики, но морская вода сильно попортила механизмы. В Испании Анри пришлось долго чистить и чинить механизмы.

 
Выставка в Мадриде имела грандиозный успех. Но «механическими людьми» заинтересовалась испанская инквизиция. Они обвинили Анри в колдовстве и посадили в тюрьму. Механик томился в тюрьме несколько лет. На родину он возвратился один, без автоматов. Отца уже не было в живых. От всех переживаний и невзгод Анри Дроз заболел и в 1791 году умер совсем молодым.

 
Автоматы выкупили французские купцы и начали опять показывать, но через некоторое время снова попали под арест инквизиции. В 1830 году их в очередной раз выкупили и более 10 лет возили по разным странам. Во время революции 1848 года в Праге восставшие выбросили ящики с «куклами» на мостовую.

 
Долгое время не находилось мастера способного починить автоматы, ставшие одними из величайших шедевров в истории создания роботов. Они переходили из рук в руки. И только в 1906 году знаменитый немецкий часовщик Эмиль Фрелик взялся за их починку. Он разобрал автоматы, осмотрел, заменил испорченные детали новыми. После этого писец, рисовальщик и музыкантша снова ожили. Они вернулись в Швейцарию и были помещены в Музей изящных искусств города Невшателя, где находятся и поныне.

Automates-Jaquet-Droz-p1030492

 

 

Понравилась статья? Расскажите друзьям:

Общайтесь со мной

Метки: , , , , , , , , , , ,

Написать ответ

Видео прикол: Видео приколы - Наибелее отвечаемый Видео