Славянофил Алексей Степанович Хомяков. Биография, книги, философия.

Май 13, 2014
от

Русский учёный, публицист, художник, поэт и философ-славянофил Алексей Степанович Хомяков, чью биографию в честь 210-летнего юбилея мы сегодня и вспомним, родился 13 мая 1804 года в Москве.

KhomyakovA_AvtoportretABR

***

 

Родители Алексея – Степан Александрович и Марья Алексеевна – представители старинного русского дворянства. Биография Алексея Степановича Хомякова начинается с его детских лет, проведённых в деревне, что значительно повлияло на его дальнейшее развитие и жизненные взгляды – интерес к славянству появился еще с детства, и с годами только развился еще сильнее. Родители старались дать детям наилучшее домашнее образование, особый упор делался на языки. Уже в детстве Алексей Степанович знал немецкий, французский, английский языки и латынь.

 

В 1821 году в Московском университете Хомяков получил степень кандидата математических наук. При этом Алексей уже вовсю занимался литературной деятельностью – книги Алексея Степановича Хомякова активно издавались. В 1822 году родители Хомякова определяют его на службу Астрахань, в кирасирский полк, откуда он через год переводится в Петербургскую конную гвардию. В начале 1825 года А. С. Хомяков временно уходит со службы и переезжает за границу, где он продолжает писать стихи, занимается живописью и издает лирическую драму «Ермак».

 

С началом военных действий, в 1828—1829 годах, Алексей Степанович вновь возвращается на поле битвы для участия в русско-турецкой войне. По окончанию войны и заключению мира Алексей уходит в отставку, и больше уже на военную службу никогда не возвращается. Он отправляется в своё имение, предпочитая размеренную жизнь. При этом он периодически публикует свои стихотворения в различных журналах.

Aleksey_Khomyakov

 

Летом 1836 года Хомяков женится на Екатерине Михайловне Языковой, женщине, всецело отдавшей себя домоводству и воспитанию семерых детей. В семье Хомяковых царят покой и счастье. В этот период биографии славянофила Алексея Степановича Хомякова начинается его проповедническая деятельность, что отражается и в творчестве – стихах.

 

В 1839 выходит статья «О старом и новом», в которой сформулированы основные положения славянофильства. Приблизительно в 1838 году Хомяков начинает работу надо огромным историко-философским трудом «Записки по всемирной истории». Размеренность сельской жизни нарушается в 1847 году путешествием за границу. Вместе с женой и двумя детьми Хомяков посещает Англию, Германию, Францию и Прагу.
Начиная с 1850 года, в своих книгах славянофил Алексей Степанович Хомяков начинает уделять особое внимание вопросам религии и истории русского православия. Он настроен одинаково негативно по отношению и к капитализму, и к социализму, считая их отпрысками западного декадентства. На Западе не смогли решить духовные проблемы, чересчур увлекшись конкуренцией и пренебрегая кооперацией. В книгах славянофила Алексея Степановича Хомякова мы можем прочесть, что единственная приемлемая для России форма власти – монархия и выступал за созыв «Земского собора».

 

Занимаясь лечением крестьян от холеры во время эпидемии, он заболел сам. К сожалению, здесь и заканчивается биография славянофила Алексея Степановича Хомякова – скончался он 5 октября 1860 года в Спешнево-Ивановском селе Рязанской губернии. Похоронен в Даниловом монастыре.

Могила_поэта_и_философа_Алексея_Хомякова***

 

Философия Алексея Степановича Хомякова.
Свой громаднейший труд «Записки о всемирной истории» А. С. Хомяков так и не смог завершить, однако сохранились статьи, которые были выпущены после его смерти. Хомяков представлял вещественный мир всего лишь внешним выражением Бога, а материальные факторы развития общества — его внешними проявлениями. Историю он характеризовал как процесс поэтапного проявления полноты духа в социальной жизни человечества. Каждая народность в своем развитии представляет ту или иную сторону абсолюта. Таким образом, история становления народа представляет собой процесс проявления некой первичной идеи в его общественной жизни. Каждый народ по умолчанию обладает своим особым «началом».
В основе философии славянофила Алексея Степановича Хомякова лежал провиденциализм. Развитие в истории каждого народа предопределяется абсолютом. Но, несмотря на предопределенность, в силу каких-либо факторов развитие народа может отклонять в ту или иную от абсолюта сторону. В таком случае народ не выполняет предначертанную ему «миссию». Такое понимание славянофилами процесса исторического развития имело два бесспорных преимущества. В первую очередь, такой подход подталкивает к поиску и пониманию смысла истории народов. Далее, он заостряет внимание на специфичность быта каждого народа.

 

 

Понравилась статья? Расскажите друзьям:

Общайтесь со мной

Метки: , , , , , ,

Написать ответ

Видео прикол: Видео приколы - Наибелее отвечаемый Видео