Краткая биография Дениса Ивановича Фонвизина – отца российской комедии.

Апрель 14, 2014
от

Ровно 270 лет назад – 14 апреля 1744 года – родился будущий русский литератор Фонвизин, ставший практически создателем бытовой комедии в России. Почему бы нам в честь юбилея не вспомнить краткую биографию Дениса Ивановича Фонвизина?

430px-Engraving_Fonvizin

***

 

Русский писатель являлся выходцем из рыцарского рода, один из представителей которого был пленен русскими в Ливонскую войну, а затем принял православное крещение. Отец Фонвизина Иван Андреевич стал прототипом Стародума – одного из героев произведения «Недоросль».

 

В 1760 году Фонвизин окончил дворянскую гимназию Московского университета, после чего он еще год обучался на факультете философии того же учебного заведения. В год окончания гимназии он вместе с братом Павлом посещает Петербург в числе лучших студентов. В культурной столице Фонвизин встречает Ломоносова и основателя русского театра Сумарокова. Юноша впервые в жизни присутствует на театральном представлении: пьесе датчанина Гольберга «Генрих и Пернилл».

 

В 1761 году Фонвизин переводит с немецкого языка басни знаменитого в Дании Гольберга в количестве 228 штук, выполняя заказ московского книгопродавца. В следующем году делает перевод романа под авторством аббата Террасона, который был написан в стиле известного произведения «Телемак» Фенелона, роман носит название «Геройская добродетель или жизнь Сифа, царя египетского». После этого Фонвизин переводит еще рад произведений: «Метаморфозы» Овидия, «Альзира или американцы» Вольтера, «Сидней и Силли или благодеяния и благодарность» Грессе. Излюбленным автором Фонвизина стал Руссо.

 

Наряду с деятельностью переводчика Фонвизин начинает писательскую деятельность, появляются его первые произведения, отличающиеся резкими сатирическими тонами. Примерно в 1760-е годы была написана пьеса, получившая название «ранний «Недоросль». Произведение впервые было опубликовано лишь в 1933 году, его герои – прототипы героев «Недоросля», например, Улита имеет сходство с Простаковой, а Аксен с Простаковым. Есть мнение, что ранняя версия произведения принадлежит другому автору.

499439_html_m2a4cac1f

***

 

Для Дениса Ивановича Фонвизина, краткую биографию которого мы вспоминаем, французская просветительская мысль имела очень сильное воздействие на Фонвизина, который являлся членом кружка, собиравшего под крышей дома князя Козловского русских вольнодумцев. Благодаря удачному переводу Вольтера, в 1763 году Фонвизин с переводчика в иностранной коллегии поднимается по карьерной лестнице до службы при министре Елагине.

 

Большую популярность приобрело произведение Фонвизина «Бригадир», ради него автор был вызван в Петергоф к императрице, желающей прослушать комедию из уст самого автора. После ряда таких поездок Фонвизин сближается с графом Паниным, который находился при дворе в качестве воспитателя Павла Петровича. Через некоторое время Фонвизин становится секретарем и доверенным лицом Панина.

 

Перед кончиной графа Фонвизин составляет по его личному распоряжению «Рассуждение о истребившейся в России совсем всякой форме государственного правления и от того о зыблемом состоянии как империи, так и самых государей», критикующее правление Екатерины вместе с ее фаворитами. Произведение содержит требование конституционных изменений в государстве, угрожая вооруженным переворотом, если требования не будут исполнены.

 

Примерно в 1777 году в краткой биографии Дениса Ивановича Фонвизина происходит крутой поворот — он покидает страну и долгое время живет во Франции, откуда шлет письма сестре, П.Панину и другим. В посланиях он обрисовывал картину общественно-политической жизни Франции. Благодаря уму и наблюдательности Фонвизина, ему удавалось прекрасно разобраться в экономике и политике Франции, увидеть главные проблемы общества феодально-абсолютистского государства, а также дать правильную оценку местной торговле и промышленности. Фонвизин, вникая в реалии жизни французского общества, пытается глубоко проникнуть в суть проблем не только во Франции, но и в родной стране и найти способы улучшения социально-политических условий в российском государстве.

 

В конце 1782 – начале 1783 года Фонвизин пишет одно из самых удачных произведений в русской публицистике «Рассуждение о непременных государственных законах», которое было предназначено для юного Павла Петровича. Касаясь темы крепостного права, писатель высказывается о необходимости его ограничения, однако не полного уничтожения. Это обусловлено боязнью второй пугачевщины, необходимостью уступок во избежание недовольства и бунтов. Одним из основных требований, озвученных Фонвизиным, было создание фундаментальных законов, соблюдать которые обязан, в том числе и сам глава государства. Писатель в сатирических тонах создал впечатляющую картину реалий российской общественной жизни, где чиновничий произвол полностью поразил государственное управление.

 

В последние годы своей жизни Фонвизин, невзирая на мучающий его паралич, не прекращал занятия литературой. Однако его деятельность вызвала критику и неодобрение Екатерины II, которая наложила запрет на издание пятитомного собрания сочинений Фонвизина.

 

В последний период своей краткой биографии Денис Иванович Фонвизин в основном занимался статьями для журналов и драматическими произведениями, в частности фельетоном «Разговор у княгини Халдиной» и комедией «Выбор гувернера». Также Фонвизин работал над созданием автобиографии, получившей название «Чистосердечное признание». Незадолго до своей смерти писатель завел знакомство с И. Дмитриевым, который описал впоследствии последний вечер Фонвизина. Умер писатель в 1792 году, после чего был погребен в Александро-Невской лавре Петербурга.

***

 

Свет наш, Пушкин Александр Сергеевич высоко ценил произведения, выражал сожаления, что в нашей литературе «мало весёлых сочинений». Он с любовью отметил эту особенность творчества в краткой биографии Дениса Ивановича Фонвизина, сказав, что тот является преемником драматургии Гоголя и Фонвизина.

 

Герцен писал, что «…в произведениях этого писателя впервые выявилось демоническое начало сарказма и негодования, которому суждено было с тех пор пронизать всю русскую литературу, став в ней господствующей тенденцией».

 

Критик Белинский писал: «Вообще для меня Кантемир и Фонвизин, особенно последний, самые интересные писатели первых периодов нашей литературы: они говорят мне не о заоблачных первостепенностях по случаю плошечных иллюминаций, а о живой действительности, исторически существовавшей, о правах общества».

 

На этом краткая биография Дениса Ивановича Фонвизина заканчивается, но не заканчивается наша память о нём, что подтверждается тем, что русский литератор запечатлён даже на новгородском Памятнике, посвященном Тысячелетию России —

370px-1000_Fonvizin

 

 

Понравилась статья? Расскажите друзьям:

Общайтесь со мной

Метки: , , , , , , , ,

Написать ответ

Видео прикол: Видео приколы - Наибелее отвечаемый Видео