Пароход «Челюскин» — спасение экипажа с дрейфующей льдины.

Апрель 13, 2014
от

Ровно 80 лет назад – 13 апреля 1934 года – было завершено спасение челюскинцев – экипажа советского парохода «Челюскин». Отважным полярникам пришлось 60 дней провести на дрейфующей льдине…

63496433538

***

 

Советский пароход «Челюскин» был построен на верфях компании Burmeisterog Wain (B&W, Copenhagen).

Пароход_Челюскин

 

Заказ был произведен советскими внешнеторговыми организациями. Первоначальное название парохода было «Лена», и он должен был совершать плаванья от устья Лены (отсюда и начальное название) до Владивостока. На то время это судно, по техническим характеристикам, считалось одним из наиболее современных грузопассажирских кораблей. При постройке судна были учтены специальные требования Ллойда – «усиление для навигации во льдах». Фирма B&W в пресс-релизе отнесла данное судно к кораблям ледокольного типа (the ice breaking type). Его водоизмещение составляло 7,5 тысяч тонн.

 

Спуск судна на воду состоялся 11 марта 1933 года, а 6 мая этого же года прошло его испытательное плаванье. В свой первый рейс корабль отправился 3 июня 1933 года, в то время он назывался «Лена». В ленинградский порт судно прибыло 5 июня 1933 года, а 19 июня оно было переименовано в «Челюскин». Это название корабль получил в честь русского мореплавателя и исследователя Севера Семена Ивановича Челюскина.

 

Уже 16 июля 1933 года корабль под своим новым именем отправился из Ленинграда в Мурманск. Командовали судном полярный капитан В. И. Воронин и начальник экспедиции член- корреспондент АН СССР О. Ю. Шмидт. По пути, для устранения нескольких выявленных дефектов, они зашли в Копенгаген, в доки компании производителя.

 

В Мурманске на борт судна было принято 112 человек, и 2 августа 1933 года был взят курс на Владивосток. Так отрабатывалась методика доставки груза по линии Северного морского пути за одну летнюю навигацию. На наиболее тяжелых участках трассы для помощи пароходу «Челюскин», планировали привлекать ледоколы.

***

 

При выходе из пролива Маточкин шар, в Карском море судно встретило первые льдины. Преодолеть сплошные льдины «Челюскину» помог ледокол, после чего он продолжил путь самостоятельно. К мысу Челюскин судно прибыло 1 сентября. Затем, в Чукотском море, судно вновь попало в зону сплошных льдов и 23 сентября оказалось полностью ими заблокировано. Это произошло в районе аварии судна «Александр Сибиряков» которая случилась за год до этого.

 

Судно во льдах —

Chelyuskin_Ship

 

s68729108

 

Дрейф парохода «Челюскин» с экипажем продолжался почти пять месяцев. Благодаря удачному дрейфу льдов судно 4 ноября 1933 года вошло в Берингов пролив, отсюда до чистой воды были считанные мили. Но вскорости корабль был увлечен назад, в северо-западном направлении. Из-за сильного сжатия льдов 13 февраля 1934 года корабль был раздавлен льдами и в течение двух часов затонул. Экипаж, предвидя подобный исход, заранее подготовил все нужное для выгрузки на окружающие льды. Последние судно покинули завхоз экспедиции Б. Г. Могилевич, Шмидт и капитан Воронин. Благодаря оперативности экипажа на лед были выгружены доски и кирпичи. Впоследствии из них построили бараки для членов команды.

 

В результате этой катастрофы на льду оказались сто четыре человека. Восемь человек по различным причинам сошли с судна еще у мыса Челюскин. Геодезист Васильев отправился в рейс с беременной женой, и в Карском море у них родилась дочь. Во время затопления судна погиб завхоз Борис Григорьевич Могилевич, его придавило сместившимся палубным грузом.

 

Рейс по эвакуации был совершен 7 апреля 1934 года. За семь дней летчики Михаил Водопьянов, Николай Каманин, Василий Молоков на самолетах Р-5, Иван Доронин на «Юнкерсе» W-34 (англ.) и Маврикий Слепнев на «Консалидейтед-Флейстер» перевезли на материк всех членов экипажа. Последний полет прошел 13 апреля 1934 года. Всего за это время летчики совершили 24 рейса по перевозке людей. Членов экипажа пароход «Челюскин» переправляли в чукотское становище Ванкарем, которое располагалось в 150 километрах от ледовой стоянки. 2 апреля в Ванкарем самостоятельно с льдины на самолете Ш-2 (он служил судну для ледовой разведки) прилетели летчик М. С. Бабушкин и бортмеханик Г. Валавин.

 

После двух месяцев пребывания на льдине, все люди были спасены.

s98336345

 

О. Ю. Шмидт в последние дни пребывания на льдинах тяжело заболел, и правительственная комиссия приняла решение отправить его в больницу на Аляске, в городе Ном.

 

Участники экспедиции были удостоены торжественной встречи в Москве. Их встречали жители столицы и руководители советского государства.

 

Летчикам, снявшим людей с льдины, впервые были присвоены звания Героев Советского Союза. Это Маврикий Слепнев, Иван Доронин, Михаил Водопьянов, Николай Каманин, Василий Молоков, Сигизмунд Леваневский и Анатолий Ляпидевский. Первую медаль «Золотая Звезда» получил А. В. Ляпидевский. Два американских бортмеханика Клайд Армстед (Clyde Armstead) и Уильям Левери (William Lavery), за спасение челюскинцев 20 апреля 1934 года были награждены орденами Ленина. Из-за аварии самолета летчик Сигизмунд Леваневский не снял с льдины ни одного человека, но он все равно получил звание Героя Советского Союза за участие в спасательной операции. Все участники зимовки (а именно 103 человека), не считая двух детей, были удостоены орденов Красной Звезды. Посмертно этим орденом был награжден погибший завхоз Б. Могилевский. Постановлением от 15 июня 1934 года «за активное участие в организации и проведении спасательных работ по эвакуации людей и научных данных экспедиции» орденами Красной Звезды были награждены председатель Чрезвычайной тройки Г. Г. Петров и командир самолета «СССР – Н4» Ф. К. Куканов. Член Чрезвычайной тройки Я. В. Погорелов, механик рации мыса Северный С. И. Семенову, радисты Е. Н. Силову, Л. Н. Шрадеру, Т. В. Хааполайнену и начальник полярной станции Уэлен Н. Н. Хворостянский были удостоены ордена Трудового Красного Знамени. Позже в честь челюскинцев в Советском Союзе были названы некоторые географические объекты.

 

Много раз организовывались поиски затонувшего корабля, но они были безрезультатны. Такие экспедиции проходили в 1974 и в 1978 годах.

 

К 70-летию памяти погибшего судна организовали подводную археологическую экспедицию «Челюскин – 70». Участники экспедиции в 2004 году сделали заявление о находке судна. Но вскоре выяснилось, что это была ошибка.

 

Очередное заявление о находке члены экспедиции сделали в 2006 году. Пробы металла, а также фотографии фрагментов корабля были направлены в строительную компанию в Копенгаген, на верфях которой было построено судно.

 

В 2007 году эксперты компании подтвердили, что вентиляционная решетка и стойка леерного ограждения предоставленные участниками экспедиции действительно принадлежат затонувшему пароходу «Челюскин».

 

Серии советских марок, посвященные данному событию –

1984_cheliuskin_set3_nh

 

 

Понравилась статья? Расскажите друзьям:

Общайтесь со мной

Метки: , , , , , , , ,

Написать ответ

Видео прикол: Видео приколы - Наибелее отвечаемый Видео