История миноносца «Стерегущий».
«Стерегущий» — это российский миноносец типа «Сокол». Первоначальное его название было «Кулик». Заложен был на Невском заводе в 1900-м году. На воду был спущен в июне 1902 года в Порт-Артуре уже под названием «Стерегущий». В Порт-Артур миноносец был доставлен частями по железной дороге. В строй был принят в августе 1903 года. А уже 10 марта (26 февраля) 1904 года он погиб во время неравного боя с японцами. В этом бою четыре японских миноносца, превосходящие русские корабли по количеству экипажа, по вооружению и водоизмещению, атаковали миноносцы «Решительный» и «Стерегущий».
Ранним утром 10 марта (26 февраля), русские корабли «Решительный» и «Стерегущий» возвращались из разведки в Порт-Артур. Они наткнулись на четыре миноносца японцев: «Синономэ», «Садзанами», «Усугумо» и «Акэбоно». Немного позже к ним присоединились еще два корабля «Титосэ» и «Токива». Командирами русских миноносцев было принято решение об избегании сражения и прорыве к Порт-Артуру. Но прорыв удался только лишь «Решительному», а «Стерегущему» пришлось принять бой.
Пока еще работала машина, у экипажа была надежда прорваться в свой порт. Однако в 6 часов 40 минут в угольной яме разорвался японский снаряд и вывел из строя два смежных котла. «Стерегущий» стал быстро терять ход. На верхнюю палубу с докладом поднялся кочегар Иван Христов. Вскоре наверх поднялся и машинист 2-й статьи Василий Новиков. Внизу остались кочегар Алексей Осинин и кочегарный квартирмейстер Петр Хасанов. Они пытались устранить неполадки, но в кочегарке № 2 разорвался очередной снаряд и ранил Осинина. Вода через пробоину хлынула вовнутрь и залила топки. Кочегары задраили за собой горловины и выбрались на верхнюю палубу. Здесь они увидели последние минуты неравного боя.
Орудия «Стерегущего» замолкали одно за другим. На своих боевых постах погибли командир корабля лейтенант А. С. Сергеев, мичман К. В. Кудревич, а так же командовавший спуском на воду вельбота лейтенант Н. С. Головизин. Взрывом снаряда выкинуло за борт инженер-механика В. С. Анастасова.
Последнее орудие «Стерегущего» замолчало в 7 часов 10 минут. На воде остался только лишь полностью разрушенный остов корабля. Борт и палуба были искорежены и усеяны телами доблестных защитников, мачты и труб не осталось вовсе.
Японские корабли прекратили огонь и собрались около главного миноносца «Усугумо». Начальник отряда сделал доклад, который дополнил картину боя. На кораблях «Синономэ» и «Усугумо» повреждения были незначительными, в то время как в «Сазанами» угодило восемь снарядов. В миноносец «Акэбоно» попало тридцать снарядов. Были на японских кораблях и убитые и раненые. Японцами в 8 часов 10 минут был заведен буксир, и началась буксировка «Сазанами». Как раз в это время подошло русское подкрепление, крейсеры «Новик» и «Баян», которыми командовал сам адмирал С. О. Макаров. Но японцы не стали принимать бой, а отступили. Четыре уцелевших члена экипажа миноносца «Стерегущий» были подняты на борт. В 9 часов 07 минут останки корабля полностью затонули. В морском генеральном штабе в Токио было составлено «Описание военных действий японского флота на море в 37-38гг. Мейдзи». Там сказано, что он затонул в семи милях к востоку от маяка Ляотешань. Из всего экипажа миноносца «Стерегущий» осталось в живых всего четыре человека: В. Новиков, А. Осинин, И. Хиринский и Ф. Юрьев. После возвращения на родину всех их наградили знаками отличия военного ордена IV степени (в народе его называют Георгиевским крестом).
На тонущий корабль поднимался мичман Ямазаки, вот выдержки из его донесения «Три снаряда попало в полубак, в правый якорь – один, палуба пробита. На бортах, с обеих сторон, видны следы от попадания десятков больших и малых снарядов. Есть пробоины возле ватерлинии, при качке через них в миноносец попадала вода. Возле носового орудия лежал труп комендора с оторванной ногой, с раны еще сочилась кровь. На стволе самого орудия был виден след от попавшего снаряда. На правом борту лежала фок-мачта, мостик полностью разбит. Передняя половина палубы полностью разрушена. На палубе до передней палубы лежало приблизительно двадцать обезображенных трупов. Некоторые туловища были без конечностей, у некоторых были оторваны руки и ноги, так же там был видимо и офицер, у него на шее был бинокль. Койки, установленные для защиты, местами сгорели. Одно 47-мм орудие, стоявшее с правого борта в средней части «Стерегущего», было сброшено со станка, а палуба исковеркана. В кожух и трубы попало весьма много снарядов, так же видимо были попадания и в уложенный между труб брикет. По все вероятности кормовой минный аппарат был готов к выстрелу и был повернут поперек. В кормовой части убитых совсем мало, всего один труп лежал на самой корме. На жилую палубу войти было невозможно, потому что она была вся в воде». В конце Ямазаки сделал заключение: « Положение миноносца вообще было до такой степени ужасно, что это невозможно описать».
26 апреля 1911 года в Санкт-Петербурге, на Каменноостровском проспекте в Александровском парке был открыт памятник миноносцу «Стерегущий». На открытии присутствовал сам император Николай II. Авторы памятника архитектор А. И. фон Гоген и скульптор К. В. Изенберг. Выполнением расчетов фундамента занимался профессор В. Н. Соколовский. Отливал композицию талантливый литейщик В. З. Гаврилов. Данная композиция выполнена в виде двух матросов, которые открывают кингстоны. Согласно данным И. Бухарева и В. Новикова именно таким образом был затоплен корабль, для того чтобы ни достаться врагу.
В мае 1911 года в журнале «Искры» были опубликованы фотографии об открытии памятника. Под одной из них была такая подпись: «Открыт 10 мая в Санкт-Петербурге в Высочайшем присутствии памятник экипажу миноносца «Стерегущий»».
Противника очень потрясло мужество экипажа миноносца, и в Японии им поставили памятник, стела из черного гранита с надписью: «Тем, кто чтил Родину больше жизни».
Уже в 1962 году в честь отважного миноносца назвали небольшой остров, расположенный в архипелаге Северная Земля.