Конфликт на острове Даманский. Часть 01 из 02.

Март 2, 2014
от

Парижская мирная конференция состоялась в 1919 году, после чего было принято положение о том, что посередине главного фарватера должны располагаться границы смежных государств, хотя это и не в обязательном порядке. Но в положении также предусматривались исключения, как например, исторически сложившаяся граница – если был заключён договор или если второй берег был колонизирован одной страной до того, как это сделала другая страна. К тому же, у международных соглашений и договоров отсутствует обратная сила. Но в результате того, что в 1950-х годах КНР стремилась усилить рост своего влияния среди других стран, сначала возник конфликт с Тайванем в 1958 году, а позже КНР и вовсе вступила в пограничную войну с Индией 1962 года. Новые положения о границах китайцы использовали как повод, чтобы пересмотреть советско-китайские границы. Руководством СССР было принято решение пойти на этот шаг, и уже в 1964 году состоялась консультация касательно вопросов границы, хотя и без особых результатов. На обострение отношений особо повлияли идеологические разногласия во время Культурной революции в Китае, и в 1968 году после Пражской весны властями КНР было сделано заявление, что СССР стали придерживаться «социалистического империализма». Тогда островной вопрос для КНР стал символом, отражающим советский ревизионизм и социал-империализм.

Остров Даманский входил в состав Пожарского района Приморского края. Находится с китайской стороны на реке Уссури, на границе с Россией. С юга на север остров Даманский вытянут примерно на 1800 м, а его ширина достигает 700 м. Периодически случающиеся паводки полностью скрывают весь остров. Но на острове имеется несколько строений из кирпича. Заливные луга острова считаются ценным природным ресурсом.

С 1960 года обстановка на острове понемногу обострялась. С советской стороны стали поступать заявления о том, что группами гражданских лиц, а также военных постоянно нарушался пограничный режим: люди выходили на советскую территорию, с которой каждый раз пограничникам приходилось выдворять их, не используя оружия. Сначала по указу китайской власти, за границу СССР переступали обычные крестьяне, которые демонстративно вели хозяйственную деятельность: покосы, выпас скота. Всё это сопровождалось заявлениями, что делают они это на китайской территории. К 1962 году наблюдался рост подобных провокаций: если сначала таких случаев было около ста, то через два года более 5000. Ещё время спустя появились хунвэйбины (отряды студентов и школьников), которые активно начали нападать на пограничные патрули. Случаи подобных выпадов участились, и насчитывалось как минимум тысяча таких нападений, в которых было задействовано от ста человек и более. 4 января 1969 года 500 человек провели китайскую провокацию на острове Киркинский.

Китайцы утверждали, что это именно советскими пограничниками проводились провокации, в ходе которых оказывалось много избитых граждан КНР, совершавших свою обычную хозяйственную деятельность там, где они постоянно ею занимались. Утверждалось также, что во время Киркинского инцидента применялись БТР, с помощью которых вытесняли мирных граждан, а четырёх из них задавили. Также отмечалось, что 7 февраля 1969 года было сделан ряд одиночных автоматных выстрелов в сторону китайского погранотряда.

И тем не менее, часто отмечалось, что ничего из вышеописанного, какой бы стороной не совершалось, не вылилось и не могло вылиться в вооруженных конфликт без разрешения самих властей. На данный момент широко распространена версия, что именно китайская сторона с особым тщанием спланировала события 2-го и 15-го марта на острове Даманский. К тому же, это, так или иначе, признают некоторые китайские историки.

В качестве примера, Ли Даньхуэй написал, что с 1968 по 1969 года реакция на «советские провокации» ограничивалась директивами ЦК КПК, и только 25 января 1969 года поступило разрешение спланировать «ответные военные действия» на острове Даманский с помощью трёх рот. Министерством иностранных дел КНР, а также Генеральным штабом было дано согласие 19 февраля. Вдобавок, есть версия, по которой маршал Линь Бяо осведомил руководство СССР о будущей акции китайцев, которая вылилась в конфликт, заранее.

У Государственного департамента США имеется разведывательный бюллетень за 13 июля 1969 год, в котором говорится о том, что китайской пропагандой был сделан упор на необходимость народного единства, что побудило население к подготовке к войне, а инциденты подстраивались с целью укрепить внутреннюю политику. Бывшим резидентом КГБ в Китае Юрием Ивановичем Дроздовым утверждалось, что ещё при Хрущёве советское руководство своевременно и в полном объёме получало сведения о готовящейся провокации в районе Даманского от разведки.

В 1969 году, в ночь с 1-го по 2-е марта примерно 300 китайских военнослужащих, одетых в зимние камуфляжи и вооружённые карабинами СКС и автоматами Калашникова совершили переправу на остров, заняв более высокий западный берег. До 10:20 группа военнослужащих оставалась незамеченной, пока не было обнаружено, что вооружённая группа из тридцати человек движется в направлении Даманского. Об этом пост наблюдения отправил доклад на 2-ю заставу «Нижне-Михайловка 57-го Иманского пограничного отряда. В 10:40 на южную оконечность острова немедленно прибыли 32 советских пограничника, в числе которых был начальник заставы старший лейтенант Иван Стрельников. Стрельников приказал пограничникам разделиться на две группы. Первая из групп под командованием самого Стрельникова, отправилась к китайским военнослужащим, обосновавшихся на льду к юго-западу от острова. Вторую группу возглавил сержант Владимир Рабович, её задачей было прикрытие первой группы со стороны южного берега острова для отсечения группы китайских военнослужащих, что направились вглубь острова.

Примерно в 10:45 Стрельников указал китайским военнослужащим на нарушение границы и озвучил требование покинуть территорию СССР. На что один из китайских военнослужащих поднял руку вверх – это означало открытие огня со стороны китайцев по обеим советским группам. Рядовой Николай Петров, будучи военным корреспондентом, сумел запечатлеть на фотоплёнке самое начало этой вооружённой провокации. К этому времени группа Рабовича успела выйти на засаду на берегу острова. По группе Стрельникова открыли огонь: 7 человек и сам Иван Стельников погибли. Их тела с трудом поддавались распознанию, поскольку их сильно изуродовали китайские военнослужащие. И в скоротечном бою погибла почти вся группа пограничников Рабовича из одиннадцати человек – выжили лишь ефрейтор Павел Акулов и рядовой Геннадий Серебров, которых захватили в плен, пока те находились бес сознания. Время спустя тело Павла Акулова передали советской стороне 17 апреля 1969 года. На теле обнаружены многочисленные следы пыток.

По получении донесения о стрельбе на острове Даманский, старший лейтенант Виталий Бубенин и 23 бойца из 1-й заставы «Кулебякины сопки» выехали на подмогу. Сразу после прибытия, в 11:30 Виталий Бубенин и группа Бабанского с двумя БТР заняли оборону. Продолжительность огневого боя составила около получаса. Китайская сторона начала обстреливать боевые порядки пограничников из миномётов. Во время боя Бубенину пришлось вернуться на базу для замены станкового пулемёта, отказавшего на его БТР. Бубениным было принято решение направить БТР в тыл китайских военнослужащих. Для этого пришлось обогнуть северную оконечность острова по льду и выйти по Уссурийской протоке навстречу выдвигающейся в сторону острова пехотной роте китайцев, чтобы открыть по ней огонь. Таким образом, рота была уничтожена. Через некоторое время БТР подбили, и Бубениным было принято решение вместе с бойцами выйти к советскому берегу. Группа Бубенина достигла БТР №4 Ивана Стрельникова, и уже на нём отправилась мимо позиций китайцев, уничтожив их командный пункт, но БТР подбили, когда группа Бубенина пыталась подобрать раненых. Всё ещё продолжалась атака боевых позиций советских пограничников со стороны китайцев. Жители деревни Нижнемихайловка оказали помощь советским пограничникам при эвакуации раненых, а также при доставке боеприпасов.

К часу дня китайская сторона начала отступать.

Во время боя 2 марта 31 советский пограничник погиб, а ещё 14 получили ранения. Китайская сторона потеряла 248 человек убитыми.

В 13:20 на остров Даманский на вертолёте прибыло командование Иманского погранотряда с начальником полковником Демократом Владимировичем Леоновым и с подкреплением от соседних застав. Также была оказана поддержка от Тихоокеанского и Дальневосточного пограничных округов. Отряды пограничников на острове стали усиленными, а в тылу развернули 135-ю стрелковую дивизию Советской Армии, в которой были артиллерия и установки системы залпового огня БМ-21 «Град». Китайская сторона подготовила 24-й пехотный полк в 5000 человек к боевым действиям.

3 марта ознаменовалось демонстрацией в Пекине перед советским посольством.

 

 

 

Понравилась статья? Расскажите друзьям:

Общайтесь со мной

Написать ответ

Видео прикол: Видео приколы - Наибелее отвечаемый Видео