Деятели «эпохи украинского возрождения» XIX века: Николай Иванович Костомаров и Владимир Бонифатьевич Антонович.
Их называли «пионерами культуры». Западники, подлинные европейцы, интеллигенты, литераторы, учёные – именно эти деятели эпохи украинского возрождения XIX века смогли превратить многочисленные фольклорные, этнографические и исторические исследования в своего рода революционный подъём украинского Духа. Не зря московские власти так их боялись — любое проявление свободного творчества и мысли этих «книжников» подавлялось незамедлительно. Именно в трудах таких украинских мыслителей эпохи украинского возрождения как Чубинской, Кулиш, Николай Иванович Костомаров, Антонович Украина смогла впервые увидеть свою историю как единое целое и неделимое – от простых надежд крестьян и казаков до деяний самой верхушки власти… *** Николай Иванович Костомаров (1817—1885) Будущий великий историк родился в селе Юрасовка Воронежской области, которая входила в те времена в состав Слободско-Украинской губернии. Он был внебрачным сыном помещика Ивана Костомарова и крепостной Татьяны Мельниковой. Начальное образование Костомаров получил в воронежском пансионе, затем поступил в Харьковский университет, а в 1837 году, в возрасте 20 лет, получил степень кандидата — первое ученое звание. Знакомство с выдающимися украинцами того времени — Т. Шевченко, П. Кулишом, М. Максимовичем, М. Гулаком — окончательно определило интерес Костомарова к культуре и истории украинского народа. Его магистерская диссертация была посвящена церковной унии в Украине и Белоруссии, однако власти не допустили ее к защите, так как там шла речь о злоупотреблениях духовенства, произволе властей и народных восстаниях. Отпечатанные экземпляры диссертации были уничтожены. Историк подготовил новую диссертацию, основанную на изучении памятников народной культуры, и в 1844 году с успехом ее защитил. Уже тогда он был увлечен идеей объединения всех славян и считал, что среди славянских народов именно украинскому принадлежит особая миссия в освобождении от имперского деспотизма и крепостного рабства. Такие взгляды привели Николая Ивановича Костомарова к участию в работе Кирилло-Мефодиевского общества – видного объединения эпохи украинского возрождения. Он разработал его устав и стал автором «Книги бытия украинского народа», в которой на основе библейских сюжетов изложены программные цели общества и его задачи. Так впервые тайная организация интеллигенции выдвинула задачи возрождения нации и украинской государственности в союзе вольных славянских народов, борьбы против самодержавия, крепостничества и установления демократии. В марте 1847 года Кирило-Мефодиевское общество было разгромлено по доносу провокатора. Костомаров и Кулиш были сосланы в глубь России, Т. Шевченко отдан на 10 лет в солдаты, а М. Гулак заключен на три года в Шлиссельбургскую крепость. Так Костомаров оказался в Саратове, где, несмотря на положение ссыльного, сразу же включился в научную работу. Здесь он закончил монографию о Богдане Хмельницком, и опубликовал исследование «Бунт Стеньки Разина». В 1856 году историк был освобожден и выехал за рубеж, а в 1859 году получил предложение занять кафедру российской истории в Петербургском университете. Его вступительную лекцию встретили овациями, а современник заметил: «Каждая лекция Костомарова звала на площадь!»
Начиная с 1863 года ученый покидает кафедру и полностью сосредоточивается на научной работе. Главными трудами его жизни стали фундаментальные исследования «Богдан Хмельницкий» (1876), «Руина» (1880), «Мазепа» и «Мазепинцы» (1882—1884). С 1872 года Николай Иванович Костомаров страдал тяжелым заболеванием глаз, и последние работы ему пришлось надиктовывать близким.
Осенью 1881 года Костомарова сбил ломовой извозчик, и это окончательно подорвало его здоровье. 7 апреля 1882 года великий историк Украины скончался. Могила его находится в Петербурге на Волковом кладбище. Картина Репина «Костомаров в гробу» —
Всю свою жизнь он руководствовался девизом, который сформулировал для себя сам: «Искренняя любовь историка к Родине может проявляться только в строгом уважении к правде». *** Владимир Бонифатьевич Антонович
(1834—1908) Владимир Антонович — крупный ученый, историк, археолог, этнограф, один из организаторов киевской «Громады», был известен также и как один из организаторов движения «хлопоманов» в Украине «эпохи возрождения». В 50—60-х годах 19 столетия это культурное течение широко распространилось на Правобережье. «Хлопоман» — польское пренебрежительное прозвище сторонников крестьянства, но именно этим словечком назвались студенты и представители интеллигенции из ополяченных украинских семей, чьей целью стало «служить тому народу, среди которого живешь». Цели «хлопоманства» были намечены Владимиром Антоновичем — работать для народа, жить его интересами, чтобы искупить грехи своих предков перед Украиной. «Хлопоманы» действовали легально и не участвовали в работе революционных организаций, считая своей главной задачей создание системы народного просвещения.
Владимир Антонович родился в местечке Махновцы в Киевской губернии. Окончил медицинский и историко-филологический факультеты Киевского университета. С 1863 по 1880 годы был главой Комиссии по рассмотрению древних актов в Киеве, профессором истории университета, главой Общества Нестора-летописца, организатором археологических съездов в Украине.
Ему принадлежат более трехсот научных работ по истории, археологии и этнографии. Главные их темы — история казачества, гайдамаччины и унии между православной и римско-католической церквями. Ученый был создателем киевской школы историков, к которой принадлежали такие блестящие исследователи, как Д. Багалей, М. Грушевский, П. Голубовский и другие. Почти полстолетия Антонович стоял во главе украинской общественно-политической жизни эпохи украинского возрождения. Он (как и Николай Иванович Костомаров) во многом содействовал установлению мирных отношений между поляками и украинцами на Галичине.