Полёты Чкалова. К юбилею советского лётчика-испытателя.

Февраль 1, 2014
от

Ровно 110 лет назад, 2 февраля 1904 года родился Валерий Павлович Чкалов – будущий великий лётчик-испытатель, совершивший в 1937 году первый перелёт из Москвы в Ванкувер без посадки через Северный полюс. За свои поистине эпические полёты Чкалов получил звание Героя Советского Союза.

180326_2***

 

Валерий Чкалов впервые увидел самолет в 1919 году, на Волге, он тогда работал на пароходе «Баян», кочегаром. В этом же году он уволился с парохода и пошел служить в Красную Армию. Направили его в Нижний Новгород, где он служил в 4–м Канавинском авиационном парке слесарем-сборщиком самолетов.

02

 

Чкалов хотел учиться дальше, и в 1921 году он добился направления на обучение в военно-теоретическую Егорьевскую школу ВВС. Окончил ее в 1922 году, и продолжил дальнейшее обучение в Борисоглебской военной авиационной школе летчиков, и закончил ее в 1923 году. В то время сложилась своя практика подготовки военных летчиков, и по ней Чкалов проходил обучение с 1923 по 1924 год в Московской военно-авиационной школе высшего пилотажа. После он продолжил свои занятия в Серпуховской высшей авиационной школе стрельбы, бомбометания и воздушного боя.

 

Чкалов, как военный летчик-истребитель, в 1924 году для прохождения дальнейшей службы был направлен в Ленинградскую Краснознаменную истребительную авиационную эскадрилью им. П. Н. Нестерова (Комендантский аэродром). За время службы в истребительной эскадрилье он показал себя как смелый и бесстрашный летчик. Чкалова неоднократно отстраняли от полетов, объявляли высказывания за совершение рискованных полетов. Согласно легенде, как-то раз он совершил полет под мостом Равенства (Троицким) в Ленинграде. На съемках фильма «Валерий Чкалов», летчик Евгений Борисенко повторил этот полет Чкалова.

sammaxmud.livejournal.com 

К тому же Чкалов имел крупные проблемы с дисциплиной, и закончились они большими неприятностями. Военный трибунал 16 ноября 1925 года приговорил его к одному году тюремного заключения, за драку в пьяном виде. Но срок затем был снижен вполовину, и составил шесть месяцев. 1-я Краснознаменная истребительная авиационная эскадрилья в 1926 году перебралась с Комендантского аэродрома на Тоцкий аэродром (сегодня это Гатчина). Здесь Чкалов прослужил с 1926 года по 1928 год.

 

418px-План_Военного_поля_Гатчина_2010

 

В 1927 году он сочетался браком с ленинградской учительницей Ольгой Ореховой. А в марте 1928 года  его перевели служить в 15-ю Брянскую авиационную эскадрилью. Его жена Ольга с маленьким сыном остались в Ленинграде.

 

На новом месте Чкалов совершил аварию, и его обвинили в воздушном лихачестве, а так же в многократных нарушениях дисциплины. 30 октября 1928 года военный трибунал Белорусского военного округа по статье 17 пункт «А» Положения о воинских преступлениях по статье 193-17 УК РСФСР приговорила его к одному году лишения свободы, и увольнению из рядов Красной Армии. Но наказание он отбывал совсем недолго. К. Е. Ворошилов и Я. И. Алкснис ходатайствовали за него,  и меньше чем через месяц Чкалова освободили из тюрьмы, а наказание заменили на условное.

 

В 1929 году, уже, будучи в запасе, он возвращается в Ленинград, и вплоть до ноября 1930 года работает в Ленинградском Осоавиахиме. Здесь он возглавляет школу планеристов, и работает летчиком-инструктором.

***

 

В воинском звании Чкалова восстановили в ноябре 1930 года. После этого он был отправлен работать в московский Научно-исследовательский институт ВВС РККА.

 

Проработав здесь два года, он совершил больше восьмиста испытательных полетов Чкалова. Здесь он освоил технику пилотирования 30 видов самолетов. Чкалов 3 декабря 1931 года, принимал участие в испытаниях авиаматки (воздушного авианосца). Эта модель представляла собой тяжелый бомбардировщик, который нес на своем фюзеляже и на крыльях до пяти самолетов-истребителей.

 

НИИ ВВС в 1932 году перевели с московского Ходынского поля в Московскую область, аэродром в районе города Щелково. Из обычного события это перебазирование обратилось  в первый в Советском Союзе воздушный парад, с полетами над Красной площадью. Колона из 45 самолетов летели  по три машины в ряд. Во главе колонны летел бомбардировщик ТБ-3 с бортовым номером 311, управлял экипажем Валерий Чкалов.

 

В январе 1933 года Чкалова опять отправили в запас, и перевели работать летчиком-испытателем на Московском авиационном заводе №39 им. Менжинского. Параллельно он со старшим товарищем Александром Анисимовым проводил испытания новых самолетов-истребителей 1930 года (биплан И-15 и моноплан И-16), конструкции Поликарпова. Чкалов также испытывал истребители танков «ВИТ-1», «ВИТ-2», а кроме того тяжелые бомбардировщики «ТБ-1» и «ТБ-2» и еще много опытных и экспериментальных машин ОКБ Поликарпова.

Zveno-1 

В полётах Чкалова были и совершенно новые фигуры высшего пилотажа: замедленная бочка и восходящий штопор.

 

Высшую правительственную награду, орден Ленина, 5 мая 1935 года вручили  летчику-испытателю Валерию Чкалову и авиаконструктору Николаю Поликарпову, за разработку лучших самолетов-истребителей.

5710

***

 

Летчик Байдуков, осенью 1935 года, предложил Чкалову устроить и возглавить  рекордный перелет из Советского Союза в Америку через Северный полюс. Команда в составе Чкалова, Белякова и Байдукова, весной 1936 года обратись в правительство с данным предложением. Но Сталин, опасаясь повтора неудавшейся попытки Леваневского (полет совершенный в августе 1935 года С. Леваневским, В. Левченко и Г. Байдуковым по маршруту Москва — Северный полюс – Сан-Франциско, и прерванный из-за неисправности), предложил другой маршрут: Москва – Петропавловск-Камчатский.

ref-5003_401258548-21979 

20 июля 1936 года стартовал перелет команды Чкалова из Москвы на Дальний Восток, и длился 56 часов до приземления на песчаной косе острова Удд в Охотском море. Совокупная протяженность маршрута составила 9375 километров. Надпись «Сталинский маршрут» была нанесена на борт самолета уже на острове Удд.

15

 

Она сохранилась и при следующем перелете – в Америку через Северный полюс. Эти два чкаловских перелета официально носили это  название, пока не началась борьба с культом личности Сталина.

800px-Moscva-Ostrov_Udd 

chkalov-stalin 

Весь экипаж за перелет на Дальний Восток был удостоен Звания Героев Советского Союза, с получением ордена Ленина. Уже после смерти Чкалова в 1939 году была введена медаль Золотая Звезда. И только в 2004 году ее вручили детям летчика. За первый перелет Чкалову подарили самолет У-2, который в наше время находится в музее в Чкаловске. 10 августа 1936 года встречать самолет на Щелковский аэродром приехал лично И. В. Сталин, и это лишний раз подтверждает исключительную важность этого перелета, С того времени Чкалов завоевал общенародную известность в СССР.

800px-Chkalov,_Stalin_and_Belyakov._August_10,_1936 

img_6_17_0_3

 

Но Чкалов упрямо продолжал просить разрешения на перелет в США, и наконец в мае 1937 года оно было получено. 18 июня того же года стартовал самолет АНТ-25. Условия полета Чкалова были значительно тяжелее, чем при предыдущем перелете (обледенение, отсутствие видимости и многое другое). Но несмотря, ни на что, самолет благополучно приземлился 20 июня в г. Ванкувер, штат Вашингтон, Соединенные Штаты. Протяженность этого перелета составила 8504 километра.

280px-Перелёты1 

729px-Chkalov_1937_LOC_hec_22944 

За совершение этого полёта Чкалова экипаж получил ордена Красного Знамени.

 

Чувашская АССР и Горьковская область избрали Валерия Чкалова депутатом Совет Национальностей Верховного Совета СССР. А жители поселка Василева обратились с просьбой переименовать их поселок в Чкаловск.

 

Чкалову сам Сталин предложил занять пост Наркома НКВД, но Валерий Павлович решил и дальше заниматься испытанием самолетов.

 

Для испытания нового истребителя И-180, 1 декабря 1938 года, его срочно отзывают из отпуска.

***

 

Погиб Чкалов 15 декабря 1938 года на Центральном аэродроме при проведении первого испытания нового истребителя И-180.

Аэродром_МОВ 

Подготовительные работы к этому полету Чкалова велись в спешке, все хотели успеть к концу года. Самолет собирались вывести на аэродром 7 ноября, затем 15 ноября, потом 25 ноября. На уже собранном самолете 2 декабря нашли 190 изъянов. Категорически против такой спешки был Н. Н. Поликарпов, и из-за этого его отстранили от работ. Самолет вывезли на аэродром 7 декабря, а 10 декабря Чкалов совершил рулежку самолета по земле, но мотор при этом часто «глох». При проведении повторной рулежки, 12 декабря, вышла из строя тяга управления газом мотора.

 

В день гибели температура воздуха была — 25 °C, Поликарпов пытался отговорить Чкалова от полета, но тщетно. Уже при заходе на посадку двигатель М-88 «заглох». Чкалов до последнего управлял самолетом и пытался его посадить, но при посадке машина зацепилась за провода и столб, а сам летчик ударился головой о металлическую арматуру. Спустя два часа он умер от полученной травмы в Боткинской больнице.

 

Место падения и сегодня обозначено камнем —

789px-Monument_at_the_point_of_death_of_Valeriy_Chkalov 

Похоронили Валерия Павловича Чкалова в Москве. В Кремлевской стене установлена урна с его прахом.

 

Некоторые руководители авиационного завода, которые были задействованы в организации этого полета, после гибели были арестованы. За выпуск в полет самолета с многочисленными неисправностями, которые повлекли за собой гибель летчика, их приговорили к продолжительным срокам тюремного заключения.

 

За героические полёты Чкалова его имя навсегда вошло в историю…

 

Дом с изображением полётов Чкалова на одноимённом проспекте в СПб —

800px-ChkalovFirewall 

Памятник в Киеве –

450px-Пам'ятник_Валерію_Чкалову_Київ 

Памятная монета –

RR5110-0055R 

 

 

Понравилась статья? Расскажите друзьям:

Общайтесь со мной

Метки: , , , , , , , , , , ,

Написать ответ

Видео прикол: Видео приколы - Наибелее отвечаемый Видео