Процесс Pussy Riot.
В этой статье, являющейся своего рода продолжением материала (ССЫЛКА) от 15 января 2014 года, мы рассмотрим реакцию на панк-молебен «Богородица, Путина прогони!» в виде процесса Pussy Riot, за развитием которого наблюдала вся политически активная часть российского общества.
***
Февраль 2012 года. Масленичная неделя. 21 февраля в районе 11 часов утра в Храм Христа Спасителя приходят участницы будущего процесса Pussy Riot и начинают выступление, которое позже стало известно под названием «панк-молебен».
На видеозаписях показано, как девицы, отчаянно выкрикивая слова «молебна», крестятся, встают на колени, после чего лихо отплясывают, задирая высоко ноги, повергая в шок находившихся в тот момент в храме немногих прихожан. Позже, уже находясь под стражей, девушки скажут, что место было выбрано не случайно — дескать, Храм Христа Спасителя представляет собой чрезмерно пафосное учреждение, символ коммерции в РПЦ, шик и блеск поддерживаемой властями религии. Однако, как уже было отмечено, в храме на тот момент было мало народа — в основном, бабушки, да немногочисленная охрана, не сумевшая что-либо сделать, и наблюдавшая за тем, как участницы будущего процесса над Pussy Riot покидают место, в котором только что провели «молебен».
Нельзя утверждать, что эта акция была кем-то специально спланирована или что за неё кто-то кому-то заплатил. Даже противники «ансамбля» (которые чуть позже были одними из обвинителей на процессе Pussy Riot) говорили, что «быть может, это, в самом деле, искренний порыв участниц группы, чистая импровизация, обычная бескорыстная акция».
***
Масштаб и размах освещённости действа, прошедшего 28.02.2012 г. в Храме Христа Спасителя превышал все мыслимые масштабы. Одно время упоминаемость о процессе Pussy Riot в СМИ была значительно выше, чем упоминаемость, например, российского президента и премьер-министра. Высокий рейтинг — показатель значимости персонажей в обществе. О них говорили и до сих пор говорят правозащитники, представители общественности, политики, деятели культуры и искусства.
Процесс Pussy Riot был в самом центре внимания, никто не смел обходить их стороной. В самом деле, в точки зрения общепринятой морали — что плохого в выступлении девушек? Неподходящее место? Это незначимо, они сами объяснили — что к чему и почему — то есть, их можно и нужно понять и простить. По мнению общественности (и не только оппозиционной, кстати) максимум, что заслуживали Надежда, Мария и Екатерина по итогам Процесса Pussy Riot — это какое-то количество исправительных работ на территории храма. Как-никак, это административное правонарушение. Конечно, многие вспомнили о том, что у девушек есть дети — «отпустите молодых матерей!».
Появились противники Pussy Riot, которые возле здания суда устраивали потасовки уже со сторонниками участниц «панк-молебна». Однако данные персонажи оказались подобными тем, кто каждый год, в конце мая-начале июня выходит в центр Москвы с целью поконфликтовать с представителями ЛГБТ-сообщества, не понимая, что последних, за проведение несанкционированной акции, в любом случае задержат сотрудники полиции. Можно даже сравнить оных с одиозными «хоругвеносцами» Симоновича-Никшича — тот же эпатаж, только «с другой стороны».
Из «безбашенных девиц» Pussy Riot превратились в узниц совести, страдающих в застенках «кровавого режима» из-за проявленной активной гражданской позиции. Однако существует мнение, что девушки, пытавшиеся проверить систему на прочность, не могли не понимать, что система обязательно на это отреагирует, «даст сдачи». Так в итоге и произошло. И вот уже Amnesty International вещает на весь мир — «свободу участницам процесса Pussy Riot — Надежде, Марии и Екатерине!». Хилари Клинтон, встречаясь с Дмитрием Медведевым, говорит о том, что пока участницы процесса Pussy Riot находятся под стражей, в отношениях между США и РФ будет больше разногласий, не будет стабильности и взаимопонимания. Сам Дмитрий Анатольевич соглашается — дескать, «дальнейшее пребывание девушек под стражей нахожу крайне нецелесообразным».
Маска-балаклава — символ протеста, на каждом «Марше миллионов» есть колонна (зачастую и не одна), участники которой настойчиво требуют: «Нет процессу Pussy Riot!».
Madonna, Red Hot Chili Peppers, Bono и многие другие представители зарубежной эстрады также требуют освободить девушек. К этим требованиям, кстати, присоединился и сам патриарх Кирилл, заявив о необходимости проявить христианское снисхождение «к заблудшим».
Однако суд оказался непреклонным – по итогам процесса Pussy Riot получили в совокупности 6 лет: каждая из девушек получила по два года. Оглашение приговора транслировалось в сети, 17 августа в Таганском районном суде Москвы присутствовали представители практически всех крупных СМИ. Не хочется быть обвинённым в склонности к предвзятым суждениям, но, всё-таки стоит отметить, что со времён Sex Pistols, пожалуй, ни одна панк-группа не удосуживалась подобного внимания со стороны средств массовой информации. Участницы данного процесса — Pussy Riot – являются активистками чрезмерно политизированного проекта. Никто не был уверенным в том, что суд отменит или смягчит чрезмерно суровый, по мнению общественности, приговор.
Подводя итог, следует заметить, что точка в данной истории не была поставлена. В Украине представительницы скандально известного движения «Femen» устроили акцию в поддержку жертв процесса Pussy Riot и «против христианского догматизма и клерикализма», спилив в центре Киева деревянные кресты. По их словам, подобные акции будут продолжаться и в дальнейшем, не только на территории Украины.
Примерно в то же время в Казани произошло двойное убийство; преступник написал кровью на стене «Свободу Pussy Riot». Кто-то может предположить, что это закономерно — мол, такова слава, которую искали девушки. Для нормального же человека совершенно очевидно, что подобные события — лишь череда устраиваемых кем-то провокаций.
Куда более важно понять — имеет ли смысл в настоящий момент стремительно набирающему популярность протестному движению, поддерживать узниц процесса Pussy Riot, возносить их на знамёна? Ведь в сознании общественности, простых граждан России эти девушки, скорее всего уже остались «теми, кто устроил дебош в храме». Рано или поздно, это обстоятельство может негативно сказаться на достижении тех целей и задач, что ставит перед собой российская несистемная оппозиция.
Как бы то ни было, на рубеже 2013 и 2014 годов жертвы процесса Pussy Riot оказались на свободе. И это хорошо – потому что «свобода лучше чем несвобода»…