История Pussy Riot.
Часто кажется, что российская несистемная оппозиция (по крайней мере, её значительная часть) сделала неверный выбор, выступив в поддержку участниц скандальной панк-группы. Для того чтобы разобраться в этом вопросе, давайте вспомним историю Pussy Riot.
Можно предположить, что всё логично — девушки, совершившие, по сути, невинную шалость, получили реальные тюремные срока и ближайшие годы проведут в местах не столь отдалённых. В представлении тех, кто постоянно выступает за права человека, в поддержку политзаключённых и яростно критикует действующий режим, участницы данного скандального коллектива заслуживают снисхождения и должны как можно быстрее выйти на свободу. Однако в истории Pussy Riot существует ряд нюансов, позволяющих говорить о том, что выражая поддержку Надежде Толоконниковой, Екатерине Самуцевич и Марии Алёхиной, моральному облику современных борцов с режимом наносится серьёзный ущерб.
***
Не так давно в нашей стране атеизм всячески приветствовался. Богоборчество, по сути, служило заменой для различных религий и вероисповеданий. После событий 1991 года в России началось восстановление прежней системы — начинали работу закрытые при коммунистах храмы, часовни, церковные школы, мечети и медресе. Общественность испытывала потребность в вере, искала источники для восполнения духовной пустоты.
Так с чего же началась история Pussy Riot?
Помимо возвращения утраченной в советские годы религиозной составляющей, в новое постперестроечное общество хлынул поток сект, тайных обществ и различных организаций сомнительной направленности. Это было логично — в стране «победившей демократии» право на существование имели различные организации, действовавшие в рамках действующего законодательства. Словом, если действия таких обществ не причиняли видимый, ощутимый и значимый вред гражданам, никто не мог предъявить претензии в их адрес. В атмосфере всеобщей свободы, на территории страны появились и сатанинские секты, откровенно деструктивные культы. Представители оных, совершавшие тяжкие и особо тяжкие преступления (такие, как жертвоприношения), арестовывались и отправлялись отбывать наказание в места лишения свободы.
В настоящий момент известен, как минимум, один случай, когда представителя организации (если можно вообще говорить о существовании таковой) подобной направленности привлекли к ответственности. Но не за реальное преступление, а по сфабрикованному сотрудниками Центра «Э» обвинению. Речь идёт о саранском студенте последнего курса медицинской академии Александре Казакове, которого обвинили в создании секты, организации и осуществлении жертвоприношений, изнасиловании и других не менее тяжких преступлениях. О том, что дело сфабриковано, говорит общественность, СМИ и представители правозащитного сообщества.
Атеистические и богоборческие настроения, получившие распространение в 90-е, в итоге, остались, как и предполагалось, уделом маргиналов и различных элементов, признаваемых обществом умалишёнными (но не всегда таковыми на самом деле являющимися). Но отчасти можно считать, что именно с этих перформансов и началась история Pussy Riot. Памятен случай небезызвестного контркультурного деятеля Олега Мавроматти, снимавшего шокирующие кинотворения вроде «Bastards» и устраивавшего перформансы, возмущавшие общественность (в первую очередь, верующую её часть, церковную) — вроде распятия самого себя на кресте и выпивающего по ходу действия алкоголь и т.д.
Не удивительно, что с началом 2000-х, с увеличением роли церкви в социуме, подобные акции стали недопустимы. Организаторы же подобных мероприятий стали покидать страну, поскольку были уверены в том, что рано или поздно на них будут заводиться уголовные дела — как раз-таки из-за проведённых в своё время таких вот представлений.
А авторитет и роль церкви в обществе рос и становился всё более значительным. При том, что РФ до сих пор позиционируется как сугубо светское государство. Стоит также отметить, что с представителями других конфессий (в частности, ислама) дело обстоит примерно так же. За счёт роста населения в кавказском регионе идёт увеличение и мусульманской общины, уммы. И говорить о том, что у приверженцев этой религии иная точка зрения на вопрос борьбы с инакомыслящими, вероотступниками, не приходится. Сказать по правде, даже невозможно себе представить появление некоего аналога Мавроматти (или старта истории Pussy Riot) в исламской интерпретации — настолько сильна молва о строгих нравах в данной религиозной группе.
Очевидно, что и РПЦ и умма пользуются поддержкой государства. Властьпридержащие реально оценивают роль и значение религии в обществе. Уже в 1993 году, во время октябрьского противостояния Парламента и президента, представители РПЦ высказывались по поводу конфликта — «необходимо избежать кровопролития». Возможно, они были услышаны, но, как известно, на деле всё закончилось именно бойней…
Следовало ожидать, что вслед за усилением позиций РПЦ в обществе последует какая-то реакция. И, после одиозного Мавроматти, по степени освещённости в СМИ, таковой можно было назвать выставку «Запретное искусство», организатором которой выступил директор Центра им. А.А. Сахарова Андрей Самодуров. Данный проект как никакой другой больше подходит на роль триггера или катализатора истории Pussy Riot. Экспозиции вроде распятия, помещённого в банку с мочой, Христа на распятии со значком Ленина вместо головы и т.д. вызвали волну негодования, и, на сей раз, уже представители православной патриотической организации «Народный Собор» стали инициаторами возбуждения уголовного дела в отношении Самодурова и другого соорганизатора выставки — Виктора Ерофеева.
Было подано заявление в прокуратуру «об оскорблении чувств верующих». И, начиная с первого судебного процесса, представители несистемной оппозиции (в частности, ОГФ, «Солидарность», «Оборона», «Яблоко» и т.д.) выступили в поддержку «преследуемого за инакомыслие представителя творческой интеллигенции». Получилось так — борцы с религией нашли общий язык с борцами с режимом и стали поддерживать друг друга. В стане оппозиции, скорее всего, уже по-настоящему верующие, религиозные люди составляют меньшинство. И это закономерно.
После массовых акций в декабре 2011, феврале, марте, мае и июне 2012-го, стало понятно, что протестное движение объединило представителей различной политической и социальной направленности. Поддержали кампанию «За честные выборы» и представители ЛГБТ-сообщества, доселе никогда не поддерживаемые обществом (что неудивительно — уровень нетерпимости в российском социуме всегда был высок). Выведение данных меньшинство также придавало импульс истории Pussy Riot и подобных проектов. Как и полагается — помимо общепротестных «Долой режим!», ещё и со своими повседневными лозунгами и требованиями легализовать однополые браки, разрешить однополым парам усыновлять детей и т.д.
Присутствие данных персонажей в колоннах не возбраняется и воспринимается более чем спокойно как организаторами, так и участниками акций. Собственно история Pussy Riot началась как раз незадолго до начала данной протестной кампании. Панк-группа заявила о себе не только как о ярой противнице действующего режима, но и как о защитнице прав секс меньшинств.
Их скандальные выступления шокировали общественность, но не вызывали должного резонанса, воспринимались даже самой оппозицией, как чрезмерно эпатажные и радикально настроенные элементы, маргиналы. Девушек это не смущало – даже в самом начале истории Pussy Riot фото и видео с их акций (в метро, на Красной Площади, напротив Бутырского СИЗО) появлялись в оппозиционных сообществах и группах в социальных сетях. Информационную поддержку им также оказывали и оказывают представители либеральных СМИ — в частности, Вера Кичанова из «Новой Газеты» — по-видимому, поклонница творчества Pussy Riot и их единомышленница (всю свою историю Pussy Riot позиционируют себя как ярые феминистки). Что и говорить — их действия вызывали если не восхищение, то уж точно одобрение со стороны даже умеренных представителей оппозиционного лагеря.
Одна из участниц, активно «работавшей» в проекте с самого начала истории Pussy Riot, Надежда Толоконникова, состоит в браке с Петром Верзиловым — представителем арт-группы «Война» — другой скандально известной формации, устраивавшей разного рода перформансы, как творческого, контркультурного характера, так и откровенно оппозиционного, антиправительственного. До раскола в группе (когда Верзилов был назван плагиатором и изгнан из «Войны») Толоконникова приняла участие в акции, приуроченной к инаугурации президента Дмитрия Медведева. Группы молодых людей и девушек в общественном месте, будучи полностью обнажёнными, имитировали половой акт. Действо происходило под плакатом «…сь за наследника медвежонка». Обвинения общественности в аморальности сего действа отвергались активистами — мол, ничего предосудительного в этом нет, «мужья проделывали это со своими законными жёнами, имеют право». Стоит отметить, что Надежда в то время находилась на последних месяцах беременности.
Но настоящего своего апогея история Pussy Riot достигла, конечно, в феврале 2012 года, когда и состоялся знаменитый панк-молебен «Богородица, Путина прогони!»