Биография кардиохирурга, кибернетика и популяризатора ЗОЖ и науки Николая Михайловича Амосова.
Украинский хирург, великий учёный в самых разных областях науки, писатель Николай Михайлович Амосов родился ровно 100 лет назад — 6 декабря 1913 года — в простой крестьянской семье в небольшой деревне на севере Архангельской.
Его мама работала акушеркой, а отец в Первую мировую ушел на фронт, там попал в плен. Семье он прислал свои дневники, но так и не вернулся.
Закончив в 1933 году техникум, Николай Михайлович Амосов остался в Архангельске и стал работать на электростанции при лесопильном заводе. Затем поступил в индустриальный институт на заочное отделение, а затем еще и в Архангельский медицинский. За первый год учебы он прошел два курса, и стал подрабатывать преподавателем. После окончания института он хотел заняться физиологией, но в аспирантуре не было места. Свободно было только место по хирургии. Попутно он исполнил проект аэроплана с турбиной. Амосов надеялся, что этот проект отдадут в производство, но не отдали. Зато дали диплом инженера.
Амосов за довольно короткое время сумел получить две профессии, причем к каждой из них относился как к чему-то самому важному в своей жизни. Ему не хотелось работать обычным инженером. Он видел себя в медицине, и рассмотрел здесь большие возможности, чем предполагает ординатура при областной больнице. Но это совсем не значило что дело в карьеризме или честолюбии. Он уже тогда вынашивал главную идею своей жизни.
Медицинский институт Николай Михайлович Амосов окончил в 1939 году. Свою первую операцию, удаление жировика на шее, он провел в этом же году, в августе. С самого начала Великой Отечественной войны Николай Михайлович был назначен ведущим хирургом в полевом госпитале. Каждый раз он попадал в самую гущу боевых действий. Во время наступления на Москву Амосов принимал сотни тяжелораненых, и не всех удавалось спасти. Ведь в то время не было не современных методик лечения, ни сегодняшних обезболивающих лекарств. Врачу приходилось надеяться на выносливость раненого и на силу его организма. Но нашим людям не привыкать к трудностям, достаточно вспомнить времена Склифосовского и Пирогова.
Врач не наделен сверхъестественными силами, и спасать удавалось далеко не всех. Амосов так и не смог привыкнуть и смириться со смертью пациентов. Он постоянно работал над усовершенствованием методов операций, которые позволяли снизить смертность больных и раненых. Амосов прошел всю Великую Отечественную войну до самой победы, а затем был отправлен на войну с Японией. Николай Михайлович награжден четырьмя орденами за все время военных действий. Свою первую диссертацию он написал во фронтовых условиях. В этом ему очень помог опыт фронтового хирурга.
В статье «Моя биография» Амосов вот так описывал военное время: «В 1943 году 46-я армия Брянского фронта, возле деревни Угольная была отрезана снегопадом от большой дороги. Шестьсот раненых были расположены в холодных избах. Очень высокая смертность и соответственно настроение у всех унылое. Села были разрушены, работали в палатках без электричества. С передовой замерзших раненых привозили к нам целыми толпами на открытых грузовиках. Мы оставляли у себя только лежачих раненых, а тех, кто мог передвигаться отправляли по другим госпиталям. Пока ждали прибытия санитарного поезда, у нас накопилось 2300 раненых…
1944 год был довольно легким. Поезда уже приходили регулярно и с эвакуацией раненых трудностей не возникало. В этом же году мы поженились с операционной сестрой Лидой Денисенко. Летом наши войска прорвали фронт в Беларуси, и стали быстро продвигаться вперед. После нескольких переездов, мы уже были на границе с Восточной Пруссией. Победу я встречал в городе Эльбинг… После пересечения Волги все мои надежды на демобилизацию растаяли. Мы проехали всю Россию, и высадились в Приморском крае. Война с Японией была объявлена в августе 45-го. На границе мы приняли легкораненых бойцов, и пошли на Маньчжурию. Как раз в это время Америка сбросила атомные бомбы на японские города, и Япония объявила о капитуляции. В район Владивостока нас перевезли в сентябре. Уже здесь наш госпиталь был расформирован. Сразу уехали санитары, за ними сестры и потом врачи…».
За время военной службы Николай Михайлович Амосов приобрел огромный опыт, он стал виртуозом в своем деле. За время службы на Дальнем Востоке он написал вторую диссертацию и несколько научных работ. Во время военных действий через его руки прошло 40 тысяч больных, около семисот из них умерло. После того как армия была расформирована он вновь попал в Маньчжурию, где в лагере военнопленных лечил больных тифом. Демобилизоваться Амосов смог лишь в 1946 году, и то по счастливой случайности. Помог ему в этом С. С. Юдин, который заведовал институтом Склифосовского. Это единственный у нас хирург международного класса: почетный член обществ США, Англии, Парижа, Каталонии, Праги, доктор Сорбонны. По доносу 1948 — 1952 годы он провел в ссылке. Вернувшись, как одержимый окунулся в работу. Умер Юдин в 1954 году, в возрасте 62 лет, в Симферополе, после съезда хирургов Украины. Согласно ЭКГ у него был инфаркт, однако в коронарных сосудах тромб так и не обнаружили.
Благодаря рекомендациям Юдина, Николай Михайловича оставили работать в Москве. В военкомате он получил двухмесячный паек – несколько буханок хлеба, банок консервов и немного крупы. Жена Лида пошла доучиваться в пединститут. Амосов ежедневно посещал медицинскую библиотеку, где изучал иностранные хирургические журналы. В декабре он был назначен заведующим главным операционным корпусом, и получил задание привести в порядок всю мед технику. Здесь пригодилась его инженерная специальность, техника в больнице была не только старая, но еще и сломанная. Проводить операции ему не предлагали, а сам просить он не хотел. В это время он написал свою третью кандидатскую диссертацию на тему: «Первичная обработка ран коленного сустава». В феврале 1947 года ему пришло письмо из Брянска, знакомая госпитальная сестра писала, что в областную больницу требуется главный хирург. Здесь он вспомнил весь свой военный опыт, приходилось оперировать почки, пищеводы, желудки… другие внутренние органы. Особенно мастерски он делал операции по резекции легких – при туберкулезе, раке и абсцессах. В этом направлении у Николая Михайловича была разработана собственная методика операций.
В 1949 году он приступил к написанию докторской диссертации: «Резекция легких при туберкулезе». Доклад по этой теме он делал в Киеве, а также демонстрировал технику для данной операции. Доклад всем понравился, и после возвращения ему было предложено место в клинике, а еще пригласили читать лекции на кафедре Мединститута. Все его мечты воплощались в реальность. Жена Амосова, Лида, в 1952 году поступила в Киевский мединститут для реализации своей мечты о хирургической карьере. В это же время Николай Михайлович был приглашен в Туберкулезный институт, заведовать клиникой. Докторская в это время уже была представлена к защите. 10 ноября Амосов попрощался с Брянском.
Хирургия в Киеве долго не налаживалась. В это время он часто ездил в Брянск, где проводил операции на легких и пищеводах. В январе 1953 года его друг патологоанатом Исаак Асин написал ему письмо предостережение: «Берегись. У тебя большие неприятности. Не приезжай». Против него было открыто дело. Во время работы в Брянске, он провел 200 операций по резекции легких, и все удаленные органы хранились в бочках с формалином. Бочки были опечатаны, а Асину предложили сознаться в том, что Николай Михайлович Амосов удалял органы здоровым людям. Было проведено оперативное партийное собрание, где уже в открытую было сказано об убийствах. В защиту Амосова не прозвучало ни слова. Как выяснили позже, муж одной медсестры, следователь, решил сделать на Амосове карьеру, вывести на чистую воду преступника хирурга. Перед этим в Москве были арестованы кремлевские «терапевты – отравители» во главе с Виноградовым, и все газеты писали об этом деле. К счастью для Амосова 5 марта 1953 года умер Сталин, и дело было закрыто.
Приехав из Мексики, где он был на хирургическом конгрессе, Николай Михайлович Амосов «загорелся» идеей создания аппаратом искусственного кровообращения (АИК), который увидел там. Благодаря этому аппарату можно было делать сложнейшие операции на сердце. Вспомнил, что он дипломированный инженер, и засел за разработку эскизов АИКа. Через неделю чертеж был готов, а еще через два месяца и сам аппарат. В начале 1958 ода он был опробован на собаке, а уже в конце года рискнули попробовать на человеке. И только в апреле 1960 года, третий больной перенес такую операцию. С тех пор АИК применяют постоянно, а Амосова назначили зав отделом биологической кибернетики в Институте кибернетики АН УССР.
В середине 1970-х Бернар пересаживает сердце человека (до этого Шумаков – сердце телёнка). Амосов воспринял это как «вызов» своему профессионализму. Осенью 1967 года отправляется на Конгресс хирургов в Австрию, где знакомится с самыми передовыми технологиями кардиохирургии. В СССР Амосов наладил многие из операций (например, протезирование клапанов сердца) очень хорошо…
«Мысли и сердце» выходит в 1969 году в США, получает замечательные отзывы и внимание СМИ. Николай Амосов вспоминал о том как начал писать:
После художественной литературы перешёл на фантастические книжки, публицистические очерки, автобиографические зарисовки: «Раздумья о здоровье», «Голоса времен», «Книга о счастье и несчастьях», «ППГ-22-66», «Записки из будущего»…
В начале 1983 года Николай Михайлович Амосов возглавляет Институт хирургии сердца и сосудов. Здоровье хирурга начинает пошаливать: скачет давление, пульс урежается до 34 ударов в минуту. Бредикис ставит Амосову кардиостимулятор, ритм восстанавливается.
Наш герой начинает активно заниматься физкультурой.
С хирургической практикой Николай Михайлович расстался в 1998 году, когда ему было почти 80 лет.
Даже в таком возрасте физкультуру не бросает – даже увеличивает нагрузки в три раза, выполняет по три тысячи движений в сутки, в том числе с отягощениями, бегает по пять километров… Сам он называл это «экспериментом по преодолению старости».
К середине девяностых порок сердца стал прогрессировать, Николая Михайловича прооперировал немецкий профессор Кёрфер. До последнего дня своей долгой и активной жизни академик проводил в движении. Умер Николай Михайлович Амосов 12 декабря 2002 года…