Геймеры спасут мир?
Дж. Мак Гонигэл, разработчик игр из США, попавшая за последние пару лет в несколько самых престижных рейтингов, ранжирующих инноваторов по их достижениям, не так давно выступила на одном из инновационных форумов с очень любопытной презентацией.
Мак Гонигэл считает, что для решения многих из стоящих перед человечеством проблем (среди которых она назвала различные смертельные заболевания, нищету, сокращение запасов продовольствия и воды, а также глобальное потепление) могут быть полезны геймеры
***
Чем же эти ребята могут быть полезны?
Дело в том, что они – часть гигантского сообщества. Как подсчитала МакГонигэл, число людей, увлекающихся видео- и компьютерными играми (хотя бы один час в сутки) превышает один миллиард человек, что можно сравнить с числом людей, владеющих английским языком. Например, количество скачиваний «Энгри Бёрдс» уже давно перевалило через отметку в миллиард, то есть превысило количество аккаунтов на Фейсбуке. И к этому надо прибавить, что многие из этих людей играют более часа в день. Намного более часа в день))
Есть более чёткая статистика по затратам времени на геймерство. Например, на уже упомянутых «Бешеных Птичек» человечество тратил примерно по триста миллионов часов в сутки!
Мак Гонигэл таким образом сделала вывод, что этим людям в некотором роде не хватает на работе сложностей и стимуляции мозговой активности, что и приводит их к компьютерным и видеоиграм.
Если же перед этой армадой жаждущих мозговой активности людей поставить реальную и конкретную задачу (на решение которой геймер затратил хотя бы часть своего игрового времени), то мы могли бы добиться потрясающих результатов!
***
Подобный оптимистичный настрой эксперта связан с рядом факторов.
Во-первых, та степень творческой активности, с которой геймеры подходят к поставленным перед ними задачам. Гонигэл привела аудитории некоторые данные о том, что играющие в ПК-игры дети лучше способны решать различные творческие задачи.
Во-вторых, геймеры не опускают руки при первой же неудаче. Действительно, если проанализировать современный игровой процесс, то станет понятно, что подавляюще большая часть времени приходится на неудачи (примерно 80% всего игрового времени). Если бы нас в реальной жизни преследовала такая невезуха, мы бы давно сдались и капитулировали перед жизненными сложностями. А вот геймеры обожают тратить своё время на решение различных игровых задач снова, и опять, и ещё раз… Само собой, что подобная настойчивость – незаменимое качество для решения реальных проблем, большАя часть которых простых решений не имеет.
И в заключение, Гонигэл отметила, что, строго говоря, геймеры уже сегодня помогают в разрешении целого ряда реальных проблем. В качестве примера можно вспомнить хотя бы бесценный опыт компании «FoldIt», которая вместе с Федеральным Университетом в городе Вашингтон создала такую игровую среду, в которой любители игр смогли в привычной им атмосфере помочь учёным-биологам и вирусологам найти структуру белка (свернуть его наилучшим образом), который вызывал синдром приобретённого иммунодефицита у приматов. Поразительно, но эта сложнейшая задача, решить которую не получалось целым коллективам учёных на протяжении почти десяти лет, была решена довольно быстро дилетантами, клюнувшими на очередную онлайн-головоломку! После чего вирусологи смогли приступить к синтезу подходящей вакцины.
Конечно, для этого успеха понадобился определённый труд десятков и сотен тысяч игроков. Но недостатка в них не было! За первые же месяцы с момента запуска бета-версии программы (в мае 2008 года) на сайте зарегистрировались почти 250 тысяч человек. Разгадать структуру обезьяньего вируса M-PMV (протеазы ретровируса), которая вызывает обезьяний СПИД, игроки смогли всего за 10 дней, хотя не решение выделялось целых три недели.
Есть и более свежие новости с этого проекта. В начале 2012 года научные журналы США опубликовали статьи, сообщавшие, что на базе той же платвормы была сформирована структура протеина-катализатора одной важной химической реакции, которая оказалась почти в 20 раз более активной, чем предшественник!
***
Можно припомнить и другой проект (организованный Институтом Макса Планка и Массачусетским институтом), который смог привлечь силы добровольцев для решения строго научных проблем – «EyeWire», в котором всем желающим предлагали помочь учёным в изучении сетчатки человека.
Точнее речь идёт о создании карты нейронов в сетчатке, их связей (синапсов между нервными клетками), идентификация отдельных подтипов нейронов. Все эти данные должны помочь в понимании того, как на данном уровне функционирует человеческое зрение, а также, наконец, ответить на извечный нейробиологический вопрос: «как с активностью нейронов связана их структура?»
На первом этапе исследования с использованием лазерного микроскопа получали послойные срезы сетчатки, далее их анализировали с помощью различных методов ИИ (искусственного интеллекта).
Потом наступил черёд геймеров, которые должны помочь восстановить трёхмерную структуру нервных клеток. Участников данного проекта, оформленного в виде компьютерной игры, также может стать любой желающий.
Каждый участник игры получает рандомно выбранный участок сетчатки, в котором ему предлагается провести реконструкцию участка нейрона. После этого готовые варианты с различных участков сравниваются, формируется готовая 3D модель нейрона…