История прописки в СССР.
Как известно, прописка – это специальная государственная система по контролю перемещения населения.
Давайте вспомним кратко всю историю прописки в СССР.
Она сложилась у нас ещё до переворота 1917 года — в Российской империи. В советские же годы этот институт особо активно развивался и получил широкое применение – граждане оказались жёстко привязаны к своему месту жительства (ПМЖ). Порядок требовал обязательного разрешения органов администрации, как на проживание, так и на устройство на учёбу и работу.
В 1991 году советский Комитет конституционного надзора признал, что этот порядок не соответствовал действовавшей на тот момент Конституции СССР.
***
Давайте же вспомним этапы развития прописки в СССР.
Сразу после 1917 года, когда советская власть окончательно установилась, паспортная система была совершенно отменена.
По крайней мере то, как эта система существовала в дореволюционной России. Таким образом, позиция Ленина начала реализовываться на практике.
В статье, опубликованной в 1903 году под заголовком «К деревенской бедноте», он писал:
Но, во время гражданской войны особый Декрет СНК и ВЦИК РСФСР частично возродил прежнюю паспортную систему – были введены известные и по сей день «трудовые книжки», выполнявшие, по сути своей, функцию паспортов (декрет относился в первые годы только к Петрограду и Москве).
Данный шаг был продиктован необходимостью бороться с т.н. «трудовым дезертирством», хотя это «дезертирство» и было совершенно ожидаемым процессом в условиях того голода и разрухи, которые царили в РСФСР после Гражданской Войны.
После того, как период полной разрухи был окончен, а именно зимой 1922 года Закон разрешил всем гражданам нового (и первого в мире) социалистического государства передвигаться по РСФСР совершенно свободно…
Декрет СНК и ВЦИК РСФСР «Об удостоверении личности», изданный в июле 1923 года, запрещал каким-либо органам требовать от граждан любые документы (в том числе и паспорта), которые мешали бы гражданам селиться в любом новом месте и передвигаться по территории РСФСР. И паспорта, и трудовые книжки, и прочие подобные бумажки аннулировались. Хотя, конечно, это не означало, что советские граждане не могли получить документ, удостоверяющий их личность, но это не было обязанностью человека, а только его правом…
Постановление СНК (апрель 1925 г.) «О прописке…» и постановление ВЦИК (декабрь 1927 г.) конкретизировали декрет 1923 года. Именно постановление «О прописке в городских поселениях» ввело само понятие «прописка».
Согласно всем этим документам, регистрация в административных органах по месту жительства (а именно это и была «прописка»), как и любой иной гражданский акт, могли быть проведены при предъявлении любого вида документа: актовой выписки о браке и рождении, профсоюзного билета, расчётной книжки (с работы или службы) и т.п.
Хотя сама по себе «прописка» (регистрация по месту жительства) и существовала, то множество документов, которые можно было предъявлять при проведении прописки, как бы исключала саму идею о возможности прикрепления гражданина к какому-либо конкретному месту жительства.
С полным правом в Малой Советской Энциклопедии выпуска/издания 1930 года в статье про «паспорт» было сказано:
***
После того как в 1932 году были восстановлены внутренние паспорта (в различных областях СССР) институт прописки в Союзе стал развиваться в тесной связи с паспортной системой внутри страны.
В 1932 появилась советская ПВС (паспортно-визовая система), которая полностю находилась в составе НКВД. Этой службе было поручено заниматься учётом
Также на эту службу была возложена обязанность заниматься регулированием прописки населения. Некоторые горожане (нэпманы, члены дворянских семей) выселялись из родных городов, так как паспорта им не выдавали.
Постепенно (до 1935 года) институт прописки медленно трансформировался – она стала носить разрешительный характер (то есть требовалось обязательное разрешение местных властей), превратившись в один из множества механизмов по контролю перемещения граждан по территории своей страны.
Несмотря на то, что сложившая практика стала иметь много общего с «уничтоженным» крепостным правом, само наличие прописки и паспорта по сути дела ставило человека в привилегированное положение (в большей степени это касалось городских поселений с так называемым «особым порядком прописки»)
В свою очередь люди, паспортов и прописки не имевшие, оказывались значимо ущемлены в своих правах. Например, крестьяне-«кулаки», писавшие в сельсовет заявление на выезд в город, не получали от председателя пакета документов, необходимого для выезда из деревни.
Получить работу без прописки было вполне реально, так как везде (из-за интенсивной индустриализации) требовались рабочие руки.
В целом, стоит отметить, что многие граждане СССР имели реальную свободу перемещения, так как население городов в Союзе увеличилось на треть к 1930-м годам, и на 50% к 1957 году.
В привлекательных для жизни, развитых городах (Ленинград, Москва) прописаться было сложнее всего. Именно в этих мегаполисах родились так называемые «лимиты» — законный способ получения столичной прописки за несколько лет работы на непривлекательных рабочих местах.
***
Постепенно, подлежащая паспортизации доля населения расширялась и к 1974 году все граждане СССР (было принято отдельное положение) при перемене места жительства на срок более 1,5 месяцев обязаны были перед выбытием выписаться, а по прибытии на место назначения предоставить образец письменного согласия лица, предоставляющего жильё (сделать это надо было за три дня). Среди немногочисленных исключений можно называть выезды на лечение, отдых, на дачу, каникулы и командировки.
Власти очень строго следили за этим процессом. Администрация могла элементарно отказать гражданину в прописке, после чего тот был обязан в течение одной недели уехать из закрытого для него населённого пункта, так как без прописки находиться на какой-либо территории Советского Союза строго запрещалось.
***
В 1990 году Комитет, занимавшийся проверкой соответствия законов Конституции, признал, что описанный выше порядок явно нарушал права граждан на свободу перемещения и выбора места жительства. Поэтому на следующий год были подготовлены поправки в законы о прописке, согласно которым с 1 января 1992 года никакие административные органы уже не занимались выдачей разрешений на покупку гаражей, дач, квартир, домов, устройство на учёбу и работу, и, главное, на проживание.
На этом история прописки в СССР и закончилась…
***
Начало разговора о прописке/регистрации в России смотри в статье «Прикованные к жилищу» (ССЫЛКА).
Окончание разговора о прописке/регистрации в России смотри в статье «Сегодняшняя ситуация с «пропиской»/«регистрацией» в странах СНГ» (ССЫЛКА).
Абсолютоно такое же действие и смысл имеет и институт регистрации в РФ . И никто не говорить о «крепостном праве» А ищут его в советской власти