Биография основоположника русской актёрской школы Щепкина Михаила Семёновича.
Ровно 225 лет назад, 17 ноября 1788 года в Курской губернии в селе Красном Обоянского уезда в семье крепостных графа Г.С. Волькенштейна произошло обыкновенное чудо – на свет появился будущий великий русский актёр и основоположник всей русской актёрской школы (развитой впоследствии Станиславским) – Михаил Семёнович Щепкин. Давайте вспомним основные моменты его биографии.
***
В 1799 году Михаил Семенович поступил в Суджанское народное училище, где проучился до 1801 года. Первый раз попробовать силы на актерском поприще Щепкину удалось в 1800 году: дебютом оказалась роль слуги Розмарина в комедийной пьесе А.П. Сумарокова «Вздорщица».
После учебы в училище работал в частном театре своего барина. В 1801 году Щепкин поступил в Курское народное училище, во время обучения в котором (вплоть до 1803 года), подрабатывал в Курском городском театре братьев Барсовых суфлером и копировал тексты для актеров.
Первый профессиональный дебют Михаила Семёновича Щепкина, пришедшийся на 1805 год, был счастливой случайностью: актер, игравший Андрея-почтаря в спектакле «Зоа» Л.С. Мерсье, запил, и Михаил Семенович пришел на выручку театру, сыграв роль почтаря. После того случая Волькенштейн дает разрешение своему крепостному на работу в качестве актера в театре братьев Барсовых.
В 1816 году Щепкин перебирается в Харьков, где его принимают в труппу И.Ф. Штейна и О.И. Калиновского. В 1818 году играет в Полтавском театре под руководством И.П. Котляревского, который, выделяя ведущего актера, пишет для него роли в своих пьесах («Наталка-Полтавка» и «Москаль-Чаровник»). Помимо этого И. П. Котляровский вместе с С.Г. Волконским учредили сбор средств на покупку вольной у Волькенштейна – в 1822 году Михаил Семёнович Щепкин обретает долгожданную свободу.
В 1821 году распался театр Котляревского, Щепкин возвращается в харьковскую труппу к Штейну, также играет в Туле.
В провинции Михаилу Семёновичу Щепкину доводилось работать с самыми разнообразнейшими образами (что интересно, среди них присутствовали и женские). Уже на том этапе творческой жизни закладываются основы актерского подхода Щепкина: «искусство настолько высоко, насколько близко к природе».
В каждый свой сценический образ Щепкин вкладывает частичку души, натура каждого из них (как и людей в реальной жизни) передается целой палитрой противоречивых черт характера: от этого образы становятся максимально приближенными к реальности. Наиболее ярко актер проявляет себя в лирико-комедийных персонажах, его особый конек: роли с переодеваниями и перевоплощениями.
В.И. Головин (один из чиновников из Конторы московских театров) позднее вспоминал о Щепкине:
Талант Михаила Семеновича был столь многогранен, что тот не останавливался лишь на игре в театре, мало кто знает, что на подмостках Большого он пел партию в опере «Водовоз», которая была ему особенно дорога.
В 1822 году В. И. Головин предложил взять Михаила Семёновича Щепкина в труппу Театра на Моховской (Малого), в котором актер проработал до конца своих дней. В нем Щепкин дебютировал в конце сентября 1822 года (его первой ролью в новой труппе был Богатонов в спектакле «Г-н Богатонов, или Провинциал в столице»).
Вскоре за Михаилом Семёновичем Щепкиным закрепляется амплуа комедийного актера, способного исполнить роль любой степени сложности. Но даже в этом амплуа актер привносит в каждую роль драматические нотки. В 1830-х Щепкин смог освободиться от этого клише: в пьесах «Горе от ума» и «Ревизор» он играет с присущим ему погружением в образ Фамусова и Городничего.
В 1835 году творческая карьера Щепкина претерпела новый виток: после бенефиса в роли Шейлока («Венецианский купец» Шекспира) и Симона («Матрас» Т. Соважа и Ж. Делюрье) зрителю было показано истинное драматическое дарование актера.
Как раз тот самый водевиль Делурье и Соважа. В ролях Репина Н.В. и Михаил Семёнович Щепкин —
Щепкин дружил с такими великими современниками того времени как: Тургенев, Белинский, Грановский, Некрасов, Герцен, Гоголь, Пушкин и Островский.
Так, специально для Щепкина Белинским была создана пьеса «Пятидесятилетний дядюшка, или Странная болезнь», Тургеневым – «Нахлебник». Но даже при таких открывшихся для него возможностях, Щепкин ощущает однобокость предлагаемых тем и ролей.
На карикатуре 19 века изображён Михаил Семёнович Щепкин, «тянущий на себе весь Малый театр»
Во время своей единственной за всю жизнь поездки за границу Российской Империи (1853 год) Щепкин писал Герцену:
Именно Щепкиным были заложены первые пласты фундамента полного погружения в роль, которые в будущем стали основой для системы Станиславского.
11 августа 1863 года в Ялте Михаил Семёнович Щепкин скончался, был захоронен на Пятницком Кладбище в Москве.
***
Памятная табличка в Курске, на Доме Офицеров –