Жизнь и смерть Нестора Ивановича Махно. Биография «Батьки» украинских анархистов периода Гражданской войны.
Известный военный и политический деятель Украины, руководитель и организатор движения повстанцев-анархистов (в период гражданской войны) Нестор Иванович Махно родился в запорожском селе Гуляйполе (тогда – Екатеринославская губерния) ровно 125 лет назад – 7 ноября 1888 года.
По своему происхождению будущий «Батька» был простым крестьянином. И отец и мать были простыми сельскими обывателями, воспитателями пятерых сыновей. Нестор, самый младший, вырос без отца: окончил два класса местного начального училища, работал с малых лет наёмным работником у зажиточных селян и помещиков, а также по полной впахивал в малярной мастерской, на литейном заводе, в лавке у купца…
***
С осени 1906 года Нестор Махно – член «Союза вольных хлеборобов» (также известном как «Группа крестьянских анархо-коммунистов»), в составе которого начинает участвовать в так называемых «экспроприациях» богачей и терактах. Арестован впервые в том же году (быстро был освобождён, так как была нетяжёлая статья – незаконное хранение оружия).
Второй арест привёл его к году заключения в уездной тюрьме Александрова (покушение на жизнь двух стражников)
За убийство одного из чиновников был арестован в августе 1908 года. Через 2 года приговорён к повешению, но чуть позже смертная казнь была заменена на вечную каторгу – сначала в московской Бутырке.
Специфическое «образование» Махно там и началось, так как в тюрьме была очень богатая библиотека, а в камерах сидели многие известные в те годы анархисты и прочие политические активисты всех мастей, например, Пётр Аршинов (позже ставший ключевой фигурой в «махновщине») –
Нестор Махно изучил в заключении литературу, математику, историю. Активно принимал участие в организации протестов в тюрьме, из-за чего несколько раз попадал в карцер (что и стало причиной его тяжёлой «чахотки»).
***
Досрочно выпущенный из тюрьмы (после «февраля» 1917 года) Махно возвращается в родное Гуляйполе, где сразу «идёт в политику» — избирается замом земского председателя.
Весной 1917 года Нестор Иванович, для ведения успешных «экспропиационных работ», сформировал «Чёрную гвардию» — отряд, занимавшийся расстрелом офицеров, промышленников, помещиков, нападавший на поезда и т.п.
Весной 1917 года Махно выступает за максимально быстрые и радикальные перемены, без всяких Учредительных собраний и «министров-капиталистов». Летом того же года Нестор Иванович устанавливает в родном селе т.н. «рабочий контроль», разгоняет старое земство, организует новые выборы, становится комиссаров Гуляйпольского района.
По сути дела, на подведомственной Махно территории была установлена жёсткая «личная диктатура»: создан комитет батраков (занятый борьбой с помещиками), Нестор стал делегатом екатеринославского съезда Крестьянского Союза.
Во всём районе была разоружена буржуазия и помещики (комитетом по «спасению революции»), у помещиков и церкви была отобрана земля, организована «сельскохозяйственная коммуна по усадьбам…»
***
После сентября 1917 года Нестор Иванович начинает выражать явное недовольство постоянными и несправедливыми арестами эсеров и меньшевиков – выносит даже предложение освободить арестованных путём взрыва городской тюрьмы!
К выборам в Учредительное собрание отнёсся также отрицательно, обозвав этот процесс карточной игрой:
Весной 1918 года воевал против войск Кайзера, захвативших Екатеринослав.
Отряд махновцев прославился своими страшными и быстрыми налётами (иногда в форме частей гетмана), а также мгновенным исчезновением.
Начальник штаба Белаш вспоминал о том, как Нестор Иванович стал их лидером:
Встречался в Москве с лидерами анархистского движения Турчаниновым (Чёрным), Кропоткиным, Гроссманом, Боровым, Аршиновым, а также с первыми лицами молодого советского государства: Зиновьевым, Троцким, Свердловым и Лениным (вождь особо интересовался как на вверенной Махно территории воспринимают такой популярный лозунг как «Вся власть Советам!»).
В 1918 году воевал с Петлюрой. Осенью того же года организовал «Революционный Штаб» в Гуляйполе.
В 1919 году боролся с продразверсткой, столь активно проводимой большевиками в те дни.
В конце того же года он заявил следующее:
***
Зимой 1919 года было заключено соглашение между командованием Красной Армии и отрядами махновцев, согласно которому 50-тысячная армия Нестора Ивановича вошла в состав одной из дивизий Украинского фронта. Сам Махно становился командиром бригады и сражался в основном с войсками Деникина на линии Мариуполь – Волноваха, за что весной 1919 года был награждён орденом Красного Знамени.
В апреле 1919 года, став почётным председателем Гуляйпольского района, заявил, что Партия большевиков изменила своим первоначальным принципам («октябрьским принципам»), а также оградила себя «чрезвычайками».
Махно (вместе с Мавродой, Коганом и Шусем) приняли решение поддержать резолюцию о национализации земли (т.н. «земельному вопросу»). Помимо этого они выразили протест против большей части политики большевиков и ЧК.
Махновцы выступали за свободу всех уровней выборов, неприкосновенность личности, свободу собраний, печати и слова (правда только для всех ЛЕВЫХ групп и партий), изменение продовольственной политики, а также «социализацию» земли.
Окончательный разрыв с краснопёрыми начался летом 1919 года. Махно не получил от РККА снаряжения и боеприпасов. Белогвардейцам удалось занять Донбасс, прорвав фронт, за что Троцкий объявил Нестора «вне закона».
В июне 1919 году Махно даже отправил телеграммы Ленину, Раковскому, Ворошилову, Троцкому, Зиновьеву и Каменеву, в которых сообщал, что «революционному делу предан, но с Красной армией отношения разрывает из-за постоянных нападок со стороны прессы и центральной власти большевиков-коммунистов…»
В июле того же года Махно становится во главе Военного Совета РПАУ (повстанческой армии Украины).
Некоторое время на «Вольной территории» даже ходила своя валюта –
В период ожесточённых боёв с войсками Деникина Нестор Иванович без сомнений призывал всех повстанцев заключать временные союзы с красными, так как (по словам самого лидера борцунов «со всеми против всех»):
Своими действиями Махно безусловно очень помог красным остановить войска Деникина в продвижении к Москве, чем существенно повлиял на ход всей войны…
***
После того, как в концу 1919 года Деникин был окончательно разбит. у большевиков исчезла всяческая необходимость в помощи со стороны махновцев. С января 1920 года за ними была начата настоящая охота, которая, впрочем была временно прекращена на период борьбы с Врангелем.
Во время «ликвидации партизанщины» группы махновцев с переменным успехом уходили от преследователей по всей Украине (в некоторой степени это стало возможным из-за того, что многие соединения красногвардейцев в прошлые годы воевали бок о бок с махновцами, поэтому и вылавливали их теперь «нехотя»).
***
В августе 1921 года остатки повстанческой армии были прижаты к румынской границы, которую были вынуждены перейти. Отряд состоял к тому времени из менее чем 80 бойцов. Сам батка имел многочисленные ранения (перебитая нога, контузия, раны от 12 пуль).
В апреле следующего года Махно попадает в польский лагерь для интернированных лиц.
В апреле 1925 года не без приключений ему удаётся добраться до Парижа где ему помогают местные анархистские организации.
В конце своей короткой, но максимально активной и насыщенной событиями жизни Махно участвовал в деятельности различных анархических ячеек в странах Европы, печатается в парижском журнале «Дело труда», боролся с клеветой в свой адрес и в сторону своей организации (особенно по части вменяемых ему еврейских погромов – по этому вопросу Махно был полностью оправдан).
Таким образом, в отличие от многих других вынужденных политэмигрантов, жизнь Нестора Ивановича не была бессмысленна. Даже тяжело больной (старые боевые раны, чахотка) он помогал своим товарищам чем мог – в основном опытом, советами…
Летом 1934 года Нестор Иванович Махно умер в возрасте 45 лет. Основная причина смерти – костный туберкулёз, вылечить который не смогли даже лучшие парижские врачи. В конце июля того же года тело было кремировано, прах хранится в колумбарии Пер-Лашез за номером 6685 —