История святой испанской инквизиции (имя основателя, данные Льоренте, суды, пытки и казни).
Испанская инквизиция (или, более официально, «Трибунал священной канцелярии инквизиции») – созданный ровно 535 лет назад — в 1478 году (Изабеллой Кастильской и монархом Фердинандом Арагонским) суд, пришедший на смену инквизиции средних веков, однако призванный для всё той же цели – поддерживать в подданствах чистоту католической веры.
Печать испанского трибунала —
Фердинанд II Арагонский
Этот суд находился под надзором лично монархов Испании и Папы Римского. Работал в большей степени чтобы контролировать каноничность веры так называемых новообращённых, в первую очередь мусульман, евреев, а также прочих людей, которые принимали католическую веру под страхом смертной казни.
Решение создать этот орган надзора было продиктовано различными причинами, среди которых можно назвать и получение определённой прибыли от имущества, конфискованного у еретиков, и подавление так называемых «конверсос» (тех самых мусульман и евреев), и ослабление оппозиции, а также усиление власти монархов.
Просуществовал он аж до самой Изабеллы Второй, был упразднён только в первой половине XIX века.
***
Вообще, в землях Испании инквизиция возникла ещё в XIII веке и была скорее отголоском событий, развернувшихся тогда на юге Франции. Настоящий расцвет её произошёл во второй половине XV века, так как в Испании тогда сложились наиболее благоприятные условия для получения инквизицией всей полноты власти над судьбами подданных. Если конкретнее, то в народе развился так называемый религиозный фанатизм (вследствие длительных войн с маврами), которым успешно и воспользовались доминиканцы.
Мавров и евреев было особенно много в тех землях, которые были отвоёваны королями католических государств у нехристианских мавров.
При этом здешние нехристиане были очень образованы, зажиточны и производительны (мавры переняли просвещённость у евреев). Само собой, что это их богатство внушало прочему народу, а также их правительству, зависть, почему у властей и возник соблазн отобрать их имущество.
В XIV веке многие мавры и евреи вынуждены были стать христианами (Мориски и Марраны), однако тайно, само собой, продолжали оставаться преданными верованиям своих предков.
Средний класс и аристократия сразу начали ненавидеть «выкрестов» (рост власти и богатства которых не прекращался) ещё сильнее. Правительствами были созданы несколько законов, показывавших, что «conversos» просочились во множество испанских семейств, считавшихся благородными.
Во множестве стали появляться (популярные и сегодня) теории заговора антисемитской направленности, которые утверждали, что «выкресты» были частью особого «плана» захвата изнутри власти в Католической церкви и разрушения дворянства Испании.
При Фердинанде «Католике» и Изабелле Кастильской начинается систематическое преследование инквизицией этих «подозрительных христиан». Были убиты сразу два «зайца»: в казну потекли «конфискованные» деньги и испанское государственное единство было немало упрочено
Настоящим «сердцем и душой» новой испанской инквизиции был доминиканец Торквемада (духовник Изабеллы). «Развернулся» суд довольно быстро – от момента получения от Сикста IV специальной буллы (1478 год), до первой массовой казни еретиков (почти 300 человек) прошло всего три года…
На Папу со стороны епископов посыпались многочисленные жалобы, требовавшие «разобраться с несправедливыми действиями трибунала», однако в ответ на эти бумаги Сикст (на шестой год существования инквизиции) подписал бумагу о недопустимости чувства жалости к еретикам. Апелляции же рассматривал уже упомянутый Торквемада – «великий инквизитор Арагона и Кастилии» —
Поначалу трибунал Святой Инквизиции в Испании состоял из трёх советников (от имени Короны), двух юристов и председателя. Однако довольно быстро был сформирован мощная структура, состоящая из 4 местных трибуналов (в последубщие годы их число превысило 10) и «Consejo de la suprema» (центрального Совета Инквизиции).
Поддерживавшие трибунал средства, понятное дело, черпались из специального фонда, пополняемого конфискованным у еретиков имуществом.
На данной картине испанского художника Франсиско Гойи мы как раз видим подобный «трибунал Инквизиции» (полотно, законченное в 1819 году, так и называется) —
***
Процесс очищения испанских земель от нехристиан и еретиков стал стремительно развиваться после того, как в 1492 году Торквемада смог изгнать (при всесторонней поддержке католических королей) евреев из Испании.
По-настоящему поражают результаты работы торквемадской инквизиции. За неполные 17 лет (до 1498 года) 6,5 тысяч человек вынуждены были бежать от казни, у 90 тысяч еретиков было конфисковано всё имущество, и, наконец, почти 9 тысяч человек были сожжены на кострах!
До самой смерти Верховного Инквизитора Торквемады он пользовался всеобщим уважением и почётом, особенно в Кастилии, где фанатичные толпы граждан сбегались на регулярно проводимые аутодафе.
На данной гравюре можно увидеть штаб-квартиру севильской инквизиции – замок Триана —
Однако не во всех землях всё было так однозначно. Например, в Арагоне были и настоящие вспышки народного гнева, вызванного действиями инквизиции. В ходе одной из таких акций насильственного неповиновения был убит (прямо в здании церкви!) сарагосский председатель суда Инквизиции Педро Арбуэс.
***
Начиная с 1502 года (когда Гранада уже была отвоёвана) мавры были вынуждены либо покинуть Испанию (как и поступили некоторые из них), либо креститься (что сделало большинство мавров, ставших «морисками»). Последнее, впрочем, совершенно не избавляло от преследований.
В начале XVI века из Испании были изгнаны более трёх миллионов (!) морисков, мавров и евреев, что сократило общую численность населения страны почти в два раза (!), что серьёзно подорвало испанскую экономику.
На данной гравюре изображено аутодафе в Испании 16 века (справа вверху – костры, осуждённых для которых выводили за город через городские ворота) —
***
Упадок инквизиции активно происходил при Карле IV. Первейшей причиной этого процесса было то, что государство начало заниматься благополучием населения, перестав быть только лишь организатором общественной жизни. Церковное землевладение было признано препятствием для прогресса. Люди начали все в большей степени склоняться к власти государства, а не церкви (чему в немалой степени поспособствовали философы Просвещения).
В период Бонапарта инквизиция была и вовсе отменена. Вновь появилась летом 1814 года (начиная с воцарения Фердинанда VII) и окончательно исчезла с лица земли через 20 лет – в июле 1834 года (указ был подписан вдовой Фердинанда – регентом Марией Бурбон-Сицилийской).
На этом изображении – процесс разрушения барселонского дворца инквизиторов в марте 1820 года (народ своей радости не скрывал) —