Покорение Южного полюса. К юбилею американского воздухоплавателя Ричарда Берда (Берта).
Родился Ричард Эвелин Берд (Бэрд, Берт, Бэрт) (Richard Evelyn Byrd) в американском штате Вирджиния, а точнее в Винчестере, в аристократической семье, 25 октября 1888 года, то есть ровно 125 лет тому назад. Свою карьеру молодой авиатор начинал во время службы в армии, но не в воздухе, а в море, — в одном из элитных подразделений Военно-Морских Сил США, но, после того как окончил в 1912 году военную академию, практически сразу получил довольно серьёзную травму ноги, поэтому продолжить морскую службу не смог.
Поворотной в судьбе Берда стала Первая мировая война. Как только он научился управлять самолётом на одной из американских воздушных баз (под Пенсаколе), он так и продолжил летать на гидроплане до самого конца боевых действий.
То были годы смелых экспедиций и бурного развития науки и техники – США как раз становились одной из самых могущественных индустриальных стран мира, и такие люди как Ричард были ею очень востребованы.
***
Роальд Амундсен как раз готовился вместе с Умберто Нобиле (Италия) и Линкольном Эллсуортом (США) достичь на дирижабле «Норвегия» Северного полюса. Однако в апреле 1926 года, когда команда Амундсена ещё только была в пути, из Нью-Йорка в бухту Кингс-Бэй прибыл пароход, доставивший американо-итальянской команде нового, совершенно неожиданного, соперника.
Беннет и Бэрт 6 мая 1926 года, пролетев на Шпицбергеном на самолёте Fokker F.VIIa-3m, направились прямиком к Северному полюсу.
На этом фото – как раз тот самый Fokker F.VIIa-3m —
После 15 с половиной часов полёта их Fokker появился над лагерем, приветствовавшим героев бурными и продолжительными овациями. Машина (за штурвалом находился Беннет) сделала в воздухе дополнительный круг и приземлилась. Берд с напарником поспешили объявить о том, что они первыми в мире покорили самую северную точку Земли, тем самым опередив Роальда Амундсена, который прибыл в лагерь только спустя три дня после Бэрда.
С другой стороны Амундсен и экипаж пролетел не только над полюсом, но и над всей Арктикой, попутно самым тщательнейшим образом задокументировав всё путешествие.
***
В Соединённых штатах Ричард Берд мгновенно стал настоящим национальным героем, был даже награждён медалью Конгресса.
Конечно, авиатор решил не останавливаться и закрепить результат.
Им был запланирован перелёт от Нью-Йорка до Парижа, за что Берд должен был получить 25 тысяч долларов – баснословные, по тем временам, деньги.
Однако весной 1927 года Флойд Беннет попадает в аварию, поэтому Берд отдаёт право совершить этот полёт другому американскому пилоту Линдбергу, любезно разрешив тому поставить этот рекорд в одиночку.
Через 1,5 месяца после полёта Чарльза Линдберга, Бэрд намеревается совершить перелёт через Атлантику на самолёте Fokker С-2 —
На этот раз экипаж состоял из Берта Акоста, Джорджа Новилла, Бернта Бальшена и самого Ричарда Берда. К сожалению, во время трансатлантического перелёта стоял непроглядный туман, поэтому команде пришлось приземлиться на воду недалеко от Нормандии. Хотя перелёт и не был завершён, все участники получили по ордену Почетного легиона Франции.
На фото – толпы парижан приветствуют Берта (1927 год) —
***
Естественно, общее восхищение и постоянные успехи окрылили Бэрда, и к 1928 году пробудили в нём желание преодолевая полярные опасности и трудности покорить все неизвестные ранее районы Антарктиды.
Предыдущие герои приполярных экспедиций в основном «брали» верх над стихией благодаря своей выносливости и силе воли. Берд же, восхищаясь ими, пытался сделать свои открытия при помощи больших денег и силы науки XX века.
Он смог договориться с богатыми инвесторами из США о мощной финансовой поддержке серии своих экспедиций, первая из которых стартовала в 1928 году. Так и появилась известная полярная станция «Литтл Америка», с исследований которой (и при использовании таких «помощников» как путеукладочные машины и самолёты) мир узнал о Земле Мэри Бэрд (до того временя совершенно неизведанная территория Антарктики), а также о горном хребте в Антарктиде.
фото полярной станции «Литтл Америка» (1929) —
фото полярной станции «Литтл Америка» (1957) —
***
С тремя своими напарниками в ноябре 1929 года Берд осуществляет полёт над Южным полюсом на трёхмоторном самолёте компании «Форд». Под управлением Бернта Бальшена аэроплан продержался в воздухе почти 20 часов!
***
Зиму 1934 года Бэрд провёл в двухстах километрах от «Литтл Америки» на станции «Боулинг Эдванс» в полном одиночестве. За 5 месяцев экстремальных условий (при температуре от -50 до -60 по Цельсию!) он сильно подорвал своё здоровье и был практически эвакуирован с полярной станции.
Медики обнаружили у него серьёзное отравление (угарным газом) и лёгкие психические отклонения. После восстановления, Берт принимает участие и в других экспедициях (1939 – 1941 и 1955 – 1957 годов), в ходе которых сделал множество фотографий с воздуха и провёл различные научные измерения.
В предпоследней антарктической экспедиции исследователями был опробован также и огромный вездеход, который, впрочем, не оправдал возложенных на него надежд (показал, что непригоден для работы в Антарктиде).
В последний раз Ричард Эвелин Бэрд пролетел на Южным полюсом в январе 1956 года. В том же году он умирает в Бостоне.
***
С сожалением приходится констатировать, что проведённый в 1996 году посмертный анализ записей Берда показал, что во время полёта к Северному полюсу у Берда возникли технические проблемы (возможно утечка топлива в правом двигателе), которые заставили исследователя повернуть назад.
Это очень важный момент, позволяющий по-новому взглянуть на судьбоносные события давно минувших дней, ведь в момент разворота самолёт Берда находился в 240 километрах от заветной цели! Таким образом, ВОЗМОЖНО (если записи верны и правильно интерпретированы сегодняшними учёными), экипаж Амундсена всё таки был первым в этой самой захватывающей гонке начала XX века…
Однако не может быть сомнений в том, что Ричард Эвелин Берд вошёл в историю науки (в частности мировой авиации) навсегда.