Создание первого британского автомобиля. К юбилею Фредерика Ланчестера.

Октябрь 23, 2013
от

36456465

 

Сегодня свой юбилей отмечает английский инженер Фредерик Уильям Ланчестер (родился 23 октября 1868 года), прославившийся тем, что в конце 1895 года построил, и, вместе со своими братьями (Джорджем и Фрэнком), «раскрутил» первый автомобиль в Великобритании. Помимо этого, огромный вклад был внесён Фредериком в развитие математического моделирования («исследование операций»), а также аэродинамики.

1931_-_Frederick_Lanchester

***

 

Сразу после окончания обучения в саутгемптоновском Институте Хартли и Кенсингтонском колледже (впрочем, как и многие таланты, диплом он так и не получил) Фредерик Ланчестер в 20-летнем возрасте начал работать за 3 фунта-стерлингов в Патентном Бюро чертёжником.

 

Именно тогда юный изобретатель и запатентовал свою самую первую разработку (число которых к концу жизни инженера превысило четыре сотни!) – т.н. изометрограф, прибор, помогающий дизайнерам проводить чертёжные работы. Данное изобретение как нельзя лучше характеризует Фредерика как человека, тщательно следящего за высоким качеством своих работ.

***

 

Свой первый, небольшой но важный для последующих работ, капитал Ланчестер заработал тем, что создал прибор для запуска газовых двигателей, который был выгодно продан Crossley Gas Engine Company.

 

На эти средства Фредерик арендует мастерскую, в которой и приступает к главной экспериментальной работе в своей жизни. Тем более, что полученные от Crossley деньги позволяли в полной мере реализовать себя как инноватора.

 

Ланчестер разрабатывает революционный карбюратор для бензинового двигателя, позволяющий правильно готовить смесь воздуха и топлива. Данный мотор был установлен на первую в Англии моторную лодку.

9098098

 

Логичным продолжением данных научных изысканий было, разумеется, установка мотора на наземное транспортное средство.

 

Тут стоит отметить, что в Англии до 1895 года очень плохо обстояло дело с «самодвижущимися экипажами». Причиной такой стагнации был широко известный в узких кругах «Закон о локомотивах», беспрецедентно ограничивавший условия и скорость передвижения паромобилей.

 

Таким образом, в те годы, когда во всех континентальных европейских странах многочисленные энтузиасты копировали изобретения Готлиба Даймлера и Карла Бенца, «Туманный Альбион» отставал в «автомобильном процессе» от других цивилизованных и технологически продвинутых государств.

 

Только после того, как упомянутый выше закон был смягчен, и появился ланчестерский автомобиль, ставший первым в Британии. При этом по многим параметрам эта «повозка» стала настоящей инновацией даже на фоне ушедших вперёд европейских аналогов…

***

 

Самым первым опытом автостроения был мобиль 1895 года, который ничем оригинальным не отличался. Можно отметить разве что 5-сильный однолитровый двигатель, в котором коленчатые валы вращались (позволяя избегать вибраций) в разные стороны.

 

После этого Фредерик не опустил руки, продолжал внедрять новые агрегаты и узлы. За несколько лет автомобиль Ланчестера получил на выставке в Ричмонде золотую медаль за производительность и инновационный дизайн, а также успешно (всего с одной единственной незначительной поломкой) прошёл все 1000 миль в гонке Королевского автомобильного клуба.

 

После таких явных успехов, скромная мастерская была превращена в компанию Lanchester Engine Company, а братья Фрэнк и Георг были приглашены, чтобы заняться продвижением продукции семейного предприятия на рынок, который был уже не так уж и свободен.

 

Отличительной особенностью автомобилей Lanchester была совокупность таких качеств, которые сегодня принято называть «концепция машин представительского класса», зачинателями которой, по единодушному мнению историков науки и техники, и был Фредерик Ланчестер, который разрушил большую часть бытовавших в те годы представлений о конструировании автомобилей. Один из тогдашних британских журналистов писал, что «это были первые созданные на чисто научной основе автомобили».

 

Среди явных технических инноваций можно упомянуть, например, устанавливавшийся в центре шасси горизонтальный двигатель.

 

Помимо уже упомянутых выше разнонаправленных коленчатых валов, ланчестеровский мотор имел автоматическую систему смазки и оригинальный клапанный механизм.

 

Совершенным прорывом были и зажигание от магнето низкого напряжения, и планетарная коробка передач, и стационарная монтировка всех узлов на раме.

 

В 1902 году Фредерик Ланчестер запатентовал используемые сегодня по всему миру дисковые тормоза, имевшие зажимы, фиксировавшиеся на барабане колеса. К сожалению, долгое время подобная тормозная система не находила широкого применения, так как не появились подходящие материалы, вследствие чего колодки перегревались и портились.

***

 

Отдельно стоит упомянуть и дизайн продукции. Так, у модели Lanchester с 12-сильным 4-литровым двигателем был популярный в начале века кузов «тонно».

b3326

 

Формы автомобиля были более приземисты и широки чем у конкурентов, отсутствовал и выступающий капот. На колёсах можно было увидеть мотоциклетные спицы. Мотор располагался позади водителя, а отсек для пассажиров (оборудованный двумя диванами) находился позади силового агрегата. Входную дверь можно было увидеть в задней стенке кузова. Роль лобового стекла играл фирменный щиток с фарой.

***

 

Фредерик постоянно что-то усовершенствует и придумывает. Его эксперименты с глушителями, подшипниками скольжения, поршневыми кольцами, полыми шатунами, турбонагнетателями, впрыском топлива не прекращаются ни на день. Кроме сложных технических разработок, у Ланчестера находится время и на установку на своё детище (опять же, впервые в мире!) тонированных стёкол.

***

 

В те годы в Англии не было равных автомобилям Ланчестера как по простоте эксплуатации, так и по мягкости хода и прочим характеристикам. Однако штучность производства и чрезмерная оригинальность (а значит и трудоёмкость) изготовления были причинами слишком высокой цены, отпугивающей покупателей.

 

За первые пять лет двадцатого века было куплено всего 350 автомобилей. Хроническая нехватка финансов осложнялась также и полным отсутствием деловой хватки у Фредерика Ланчестера…

 

Но, конечно, проблема была ещё более глубока. Всё быстрее набирали обороты автогиганты, насаждавшие определённые штампы в строении автомобилей.

 

Фредерик пришёл к выводу, что никому не нужна его оригинальность.

Lanchester_Petrol_Electric_Motorcar_8617627990

 

Постепенно и Ланчестер сдался: начал выпускать машины более классической конструкции (обыкновенный руль, две фары и т.п.), но ситуацию это исправить не помогло, так как время было упущёно…

***

 

По мере того, как автобизнес становился для Фредерика всё менее значащим (уже пропал кураж первых разработок), он всё более вспоминал о своём давнем увлечении – аэронавтике.

 

Для того, чтобы плотнее заняться проблемами воздухоплавания, Ланчестер открывает отдельную научно-исследовательскую компанию, которая сразу приступает к промышленным разработкам в данной сфере.

1654654

 

И тут опять проявляется технический гений Ланчестера: он поводит блестящие исследования в теории планеризма, аэродинамических свойств крыла, в области воздушного движения, предсказаний исхода битв в воздухе, которые сегодня известны как «Законы Ланчестера»

 

За свои заслуги Фредерик становится членом совета Лондонского королевского научного общества, получает множество медалей и наград от различных английских институтов.

 

С другой стороны, многие исследования Ланчестера казались тогда учёным слишком фантастическими (потому что обгоняли своё время), поэтому их результаты откладывались в долгий ящик или попросту отвергались научными кругами.

***

 

В 1924 году Ланчестер сконструировал свой собственный дом — Dyott End, Мозли. В этом здании он и скончался на руках у любящей супруги в 1946 году…

 

На фото – памятная доска в бирмингемском Moseley —

Green_plaque_Frederick_W_Lanchester

 

На фото – памятник прототипу автомобиля Ланчестера

800px-Lanchester_car_sculpture

 

 

 

 

 

 

Понравилась статья? Расскажите друзьям:

Общайтесь со мной

Метки: , , , , , , , , ,

Написать ответ

ТакоФил - Aflatoun Academy in one minuteВидео прикол: Видео приколы - Наибелее отвечаемый Видео