Творческий путь архитектора Алексея Щусева – от неорусского модерна до мавзолея Ленина и станций московского метро.
8 октября 1873 года в Кишинёве родился прославленный русский архитектор и академик наук Алексей Викторович Щусев
Интересно, что творческий путь Щусева начался не только с учёбы в Академии Художеств, но и с экспедиции по Средней Азии, где он исследовал мечеть Биби Ханум и гробницу Тамерлана в Самарканде. Безусловно это сыграло определённую роль в будущей работе этого архитектора.
Одной из первых работ Щусева была научная реставрация храма Святого Василия в Овруче (построен в XII веке) —
По поводу этой практически научной работы следует отметить, что Щусев вёл активную борьбу с эклектиками зодчими, стремящимися «исправить» постройки старины (Виолле-ле-Дюк, Рихтер, Султанов). Их методам Щусев противопоставлял чёткое следование оригиналам, обмерку тысячелетних фрагментов, сохраняя их в целости и сохранности.
И.Э. Грабарь отмечал, что работа Щусева
В годы службы в канцелярии Синода Щусев проектировал иконостас для Киево-Печерской лавры, а также церковь Спаса в имении коллекционера, мецената и сахарозаводчика Харитоненко Натальевка, что под Харьковом – эта церковь была трактована как в том числе и музей-хранилище для древних икон, собранных предпринимателем —
При реставрации Почаевской лавры Троицкого собора по эскизам Рериха Щусев занимался и мозаикой – «Князья Святые и Спас Нерукотворный».
Были у Щусева и здания в неорусской версии стиля модерн, например, храм С. Радонежского на Куликовом поле (заказчик – граф Олсуфьев).
Щусев очень активно отстаивал свой замысел о здании с несимметричным фасадом. При этом чуть было окончательно не рассорился с заказчиком. В итоге архитектор всё же согласился с графом и сделал более или менее однотипные завершения башен…
По поручению великой княгини Елизаветы Федоровны Щусев занимался не менее грандиозным проектом. Речь идёт о Соборе Покрова Марфо-Мариинской обители в Москве, которая сохранилась до сих пор —
Этот храм хотя и напоминает аналоги во Пскове и Новгороде (луковицей на высоком барабане), на самом деле оригинален (как и прочие детали комплекса, включая ворота с привратницкой).
В целом Щусев стал лидером русского модерна, названного неорусским стилем. Что же характерно для этого этапа творчества архитектора (1900 – 1910 годы)? Можно назвать доведенные до гротеска крупные детали декора (иногда скомпонованные несколько асимметрично), динамика форм, а также вполне вольная интерпретация зодчества Древней Руси.
Как пишу специалисты, работы Щусева за пределами России (например, итальянские церквушки типа ХХС в Сан-Ремо и храм Николая в Бари) были не так выразительны как постройки на родине архитектора…
ХХС в Сан-ремо –
В 1915 году в селе Всехсвятском по проекту Щусева заложили храм Спаса Преображения (достроен к 1918 году). К сожалению, большевики снесли его уже после ВОВ в 1948 году (при проектировании застройки новых районов столицы СССР) –
В конце 1911 года проект Щусева был признан лучшим во время конкурса на строительство московского Казанского вокзала —
Этот московский вокзал зодчий строил почти три десятилетия, для чего даже перебрался жить в Москву из Санкт-Петербурга.
Как вы и сами замечали, когда прогуливались мимо Казанского вокзала, живописность этой конструкции (напоминающие минигород с часами, башней, многочисленными «объёмами») отражает старую патриархальную Москву.
Декор напоминает зодчество Древней Руси (нечто подобное можно видеть в храмах Рязани, Астрахани, Нижнего Новгорода, Казанском кремле), при это решён в железобетонных конструкциях…
***
После Октябрьского переворота 1917 года Алексей Викторович Щусев попал в число наиболее востребованных новой властью архитекторов.
С 1918 года по 1923 год он руководил проектом «Новая Москва». Архитектор И. В. Жолтовский тоже принимал участие в проекте, но Щусев был не согласен с некоторыми его эскизами, и Жолтовский ушёл. Проект «большой город-сад» имел возможность воплощения, потому что был единственным подобным проектом.
Он был интересен тем, что в нем четко определялась территория, сохранялась историческая часть центра города; сохранялись старинные общественные дома и храмы. В проект входило озеленение города от центра к окраинам города, реконструировались дороги, московский речной порт, железнодорожные станции и так далее.
План Щусева был совершенно не похож на план реконструкции столицы (Сталинский генеральный план 1935 года). Пишут, что генплан развивался по идеям Щусева, но это не так. Например, в генплане административный центр должен быть в историческом центре, а Щусев отводил административному центру место на петербургском шоссе.
Архитектор был за то, чтобы реконструировать здания старины, памятники и исторические здания. И это показывает, насколько эти проекты разнятся между собой. Когда реализовывался план Сталина в 1935 году, то тое объекты, которые наш герой хотел сохранить, были снесены: от одиноких старинных зданий до целых кварталов.
В 1925 году проект Щусева резко раскритиковала администрация Москвы. Архитектора в то время могли репрессировать, но только благодаря мавзолею Ленина (автором которого и был Щусев) он смог остаться на свободе.
Генплан Новая Москва тесно связан с проектом Б. М. Сакулина (проект Моссовета). По этому плану планировалось строить вокруг Москвы рабочие поселки похожие на зеленые города в Европе. Таких городков планировалось построить много. Позже план развития столицы «Большая Москва» пытался приводить в жизнь С. С. Шестаков. Но и его идеи тоже почти не применялись в строительстве.
По генплану в городе проходили кольцевые крупные дороги, которые облегчали передвижение пешеходов и малочисленных в те годы автомобилей. Это значительно улучшало и движение и жизнь людей. Так же по этому плану планировалось улучшить железнодорожный узел и речной Московский порт. Сегодня транспортные специалисты критикуют эти магистрали.
27 января 1924 года, по проекту Щусева, в короткие сроки (всего за несколько часов!) построили мавзолей Ленина (первое сооружение было сделано из древесины). Первый проект мавзолея был кубической формы. Но в 1924 году, весной, Щусев разработал новый проект этого здания. Но вскоре поняли, что Ленин может быть забальзамирован, и поэтому потребовался новый проект. Был объявлен конкурс на его проект. Щусев стал победителем этого проекта и в 1930 году, в октябре месяце был построен новый мавзолей. Сделан он был из железобетона и обделан гранитом и лабрадоритом. Сегодня подобный стиль постройки называют ар-деко.
***
В стиле московского конструктивизма был разработан и проект здания Наркомзема, расположенного в Оливковом переулке. Сейчас здесь находится Министерство сельского хозяйства —
Щусев занимался также и строительством в других городах страны. На фото – знаменитый полукруглый дом на Ростовской набережной (за номером 5) —
Братом А.В. Щусева, был П. В. Щусев — инженер Большого Москворецкого моста. В группе сотрудников Щусева было много помощников, которые и построили множество зданий: в Бухаресте — советское посольство, в 1934 году в Баку — гостиницу Интурист, в Тбилиси — филиал Института марксизма-ленинизма.
В 1947 году в Ташкенте построен театр оперы и балета.
В 1934 году Академию наук СССР планировалось перенести из города Ленинград в Москву. Для этого переезда нужны были здания, в которых можно было разместить институты академии. Для застройки академгородка в 1935 году объявили конкурс на лучший проект. Щусев и в этом конкурсе также был признан лучшим, потому вскоре возглавил мастерскую «Академпроекта», которую специально и создали для решения данной задачи.
Планировалось построить в Черемушках (московский район) несколько зданий для размещения различных подразделений Академии наук (всего их необходимо было около 40). Там должны были помещаться институты академии, музеи, библиотеки, а так же здания обслуживания.
При проектировании академгородка, планировалось размещение Президиума в сердце комплекса, что было несколько далековато от центра города. Эта идея не была поддержана и Президиум перенесли в реконструированное старое здание на Калужской улице.
По проектам Щусева были построены многие институты. До второй мировой войны были возведены: в 1939 году — Институт генетики, спроектированы здания Института органической химии, металлургического и физического институтов, а также институт точной механики и вычислительной техники. Но строительство этих зданий было начато только после войны.
А. В. Щусев в 1939 году переехал в дом при академгородке. В 1940 году он планировал реконструировать здание «Россия» (страховое общество) в здание для НКВД на Лубянке. Но этот проект он так и не реализовал при своей жизни.
А. В. Щусев стал автором и столичной станции метро «Комсомольская кольцевая». В ней архитектор постарался передать потомкам весь триумф Победы в Великой Отечественной войне.
Стоит отметить, что вестибюль станции был построен уже после смерти Алексея Щусева и несколько не соответствовал изначальному замыслу архитектора.