Трёхсотлетний юбилей философа Дени Дидро. «Энциклопедия» и другие книги, изменившие мир.
Во французском Лангре, ровно 300 лет назад – 5 октября 1713 года — родился Дени Дидро – драматург, энциклопедист и великий философ-просветитель.
Если говорить о философских идеях Дидро, стоит отметить, что он совершенно отвергал дуалистическую доктрину о раздвоении духовного и материального начала. Он признавал существование материи обладающей чувствительностью, а иные сложные явления считал следствием движения её частиц. Он считал, что человек есть продукт смены фактов и общего строя воспитания, а любой поступок человека является актом необходимым в цепочке актов и каждый из заключительных так же неминуем как и восход солнца.
Если рассматривать политические взгляды Дидро, то он был приверженцем концепции просвещенного абсолютизма. Так же как и Вольтер он не испытывал доверия к народной массе. Он считал, что она не способна к благоразумным рассуждениям как в политических, так и нравственных вопросах. А идеальным государственным строем считал монархию, где всем руководит государь, который вооружен всеми философскими и научными знаниями. Дидро свято верил в благотворность союза философов и монархов, и аналогично тому, как его учение материализма было сконцентрировано против духовенства, а основной целью была передача власти над «душами» мыслителям, так и просвещенный абсолютизм желал передать этим же мыслителям и государственную власть. Истории известно как закончился такой союз монархов и философов. Первые ухаживали за последними, а последние не оказали настоящего воздействия на утилитарную политику просвещенных тиранов.
Екатерина II пригласила Дидро посетить Петербург, и после приезда они могли часами беседовать на различные темы. Но, несмотря на то, что она обласкала его, ко всем его проектам об истреблении роскоши при дворе, о всеобщем бесплатном обучении и об обращении свободных средств на нужды простого народа, отнеслась довольно скептически. Екатерина дала довольно крупную сумму денег великому мыслителю за его библиотеку, и при этом она была оставлена в его распоряжение. А за заведование данной библиотекой Дидро получал определенное жалование.
Мемориальная доска на доме, в котором проживал Дидро в Петербурге —
В своих произведениях великий философ проявляет себя как идеолог буржуазии. Еще в Англии (Мур, Камберленд, Лилло и др.) он задумал буржуазно-сентиментальную драму, а во Франции реально проложил ей путь.
Первая его пьеса «Внебрачный сын» (фр. Un fils naturel) появилась в 1757 году, а сразу за ней появилась пьеса «Отец семейства» (фр. Père de famille), это произошло в 1758 году. Уже в названии этих произведений видно, что основными сюжетами в них служат семейные отношения. В первом произведении он отстаивает права детей незаконнорожденных, а во второй защищает права сына, выбрать жену по велению сердца, а не по указке отца. Эти пьесы сопровождают рассуждения, которые Дидро называет «серьезным жанром», а в целом это было признано как новый вид драматического искусства.
В классическом театре было проведено суровое разделение между жанрами. Трагедия существовала для возвышенных и доблестных тем, чтобы изобразить достойную жизни высшего сословия. А комедия наоборот показывала жизнь и быт простых людей. Затем появился новый жанр между комедией и трагедией, и назвали его драма. Она свидетельствовала о влиянии буржуазии на развитие творчества и литературы. «Серьезный жанр» убрал границы, которые отделяли аристократию от низших слоев населения, а высокие чувства от повседневных. И трагедия перестала быть исключительно аристократическим жанром.
Дидро писал, что возвышенные и трогательные чувства могут быть и у бедняка и у знати. Точно так, как буржуазия пыталась разбить сословные перегородки между привилегированным дворянством и собой, так же и Дидро пытался разрушить перегородки в жанрах литературы. С тех пор трагедия стала более «человеческой», и все слои населения могли быть представлены в драматическом жанре. И рационалистическое построение нравов сменилось реальным отображением живых людей. В новом жанре основными качествами выступали нравоучение и чувствительность, а главной темой – вопросы морали и семьи. Преобладающими героями стали крестьяне, бедняки и добродетельные буржуа. Этот жанр полностью отвечал задачам просветительного века, а театр сделался как бы проводником свободных идей и возвратился назад к людской натуре. Были отменены торжественные стихи, этикет, и возвышенная манера классического направления. Все это полностью отвечало вкусам буржуазии, ведь они не имели героического прошлого, уважали семейный очаг и обитали в атмосфере своих повседневных забот.
Свои убеждения – непригодность строгих (классических) условностей и значительную роль назидательного элемента в искусстве, а также верность природе – все это отстаивал Дидро в качестве теоретика и критика искусства. В своих трудах он затрагивал не только литературу, но и затрагивал темы живописи («Салоны») и актерского мастерства («Парадокс об актере»). Так в «Салонах» он сблизил скульптуру и живопись с литературой, и требовал «моральных картин», а также рассматривал искусство живописи как оригинальное средство влияния на умы. А вот «Парадокс об актере» и до нашего времени не потерял своего значения по своеобразности и богатству мыслей. Дидро не признавал актерскую теорию «нутра». Он считал, что актер должен выступать обдумано, предварительно изучив людскую природу, постоянно подражать какому-нибудь безупречному образу и руководствоваться своей памятью и своим воображением. Только в этом случае актер будет совершенен, все у него соображено, изучено, размерено и приведено в стройную систему.
Драматические произведения Дидро сохранились только в историческом интересе, а вот повести оказались намного удачней. В них Дидро более успешно проводит все позитивное, что внесли в литературу идеологи буржуазии. В повестях более ярко проявлена зависимость героя от окружения, их взаимодействие и связь. Герой как бы вставлен в рамки повседневных обстоятельств, и человеку в целом, человеку, отвлеченно, рационалистически созданному классиками противостоит социальный тип, активный образ озаряющий значение всей эпохи. Если брать беллетристические произведения Дидро, то здесь большой популярностью пользуются: «Жак Фаталист» (фр. Jacques le fataliste, 1773), и в особенности «Племянник Рамо» (фр. Le Neveu de Rameau) опубликованный после смерти писателя. Произведение «Жак Фаталист» рассказывает о приключениях и странствиях двух приятелей, в которые Дидро вставил несколько эпизодов. В этом произведении выведена череда типичных личностей того времени, критикуется мелочность, бессодержательность, эгоизм, распущенность и отсутствие глубоких увлечений в так именуемом «обществе». И этому «обществу» противопоставляются искренность, чувствительность и добродетель — черты которые писатель обрел в буржуазной среде. В другой повести Рамо – одаренный циник, отталкивает своей беспринципностью, и в то же время привлекает парадоксальными суждениями. В лице этого героя автор воплотил все негативное, что скрывалось в недрах старого общества. Герой повести – это вся муть поднятая со дна во время вливания свежей воды, когда зашатался и дрогнул в своих началах прежний мир, это остатки от устранения обломков дворянско-церковного господства. Рамо легко и просто переходит от наглости к подхалимству, он не просто наглец, он мастер обмана и клеветы, ему доставляет наслаждение бессилие праведных людей в борьбе с подлецами и он испытывает что-то наподобие художественного удовольствия нападая на уязвимые и слабые стороны просветительной философии. Он занял позицию беззастенчивого нахала и циника, и наслаждается ею. Она дает возможность ему легко и просто проникать во все лазейки, которые случайно образовались во время сложной социальной борьбы. Девиз Рамо – пить и есть не без наслаждения, и проводить время в праздности. Он отвергает любую мораль, не одни те устои, на которых держалось прежнее общество, но и новую начавшуюся совместно с ростом буржуазии. Рамо не нравится любая дисциплина, любое насилие над личностью. Он противник различной организованной общественности, так сказать индивидуалист. Но все-таки в нем есть что-то от самого Дидро, это громадный резерв жизненных сил, мощное ощущение природы и непринужденное ощущение собственного «я», а это является немаловажной составляющей в учении энциклопедистов. Автор готов в одном из мест признать его правым: « самое основное, чтобы я и вы существовали и были сами собою, а остальное пусть идет как может». Так же надо отметить повесть «Монахиня» (фр. La religieuse), где показан женский монастырь и его распущенные нравы. Повествование идет от молоденькой девушки-послушницы, которая не в силах разобраться в том, что она ощущает. Тонкая комбинация психологической правды, смелого натурализма и чувствительности сделали это произведение одним из лучших во французской прозе XVIII века. «La religieuse» благодаря своей актуально проведенной антиклерикальной линии, является прекрасным примером антирелигиозной пропаганды XVIII века.
Стиль Дидро оригинален и неповторим. Его ум наиболее подвижный и живой, среди мыслителей XVIII века стремительно и без труда улавливал не только общие формы и понятия вещей, но и оригинальность их оттенков, резво реагирующий на все чувством и мыслью. Он пишет с намного большей конкретностью и эмоциональной выразительностью, чем Вольтер. Стиль последнего более сух и отточен, и меньше периодичен, чем стиль Дидро, но не столь ораторски возвышенна и расплывчата как стиль Руссо. Дидро относится к числу тех целостных натур, у которых законченное миросозерцание, и которые не могут ограничить свой круг интересов какой либо специальностью или личными проблемами. Этот мыслитель имел полное всестороннее образование и имел значительные познания в области социальных наук, естествознания, философии, театра, живописи, литературы и др.
Он прославился созданием «Энциклопедии», первая книга которой вышла в свет в 1751 году, и в дальнейшем издавалась с перерывами на протяжении двадцати девяти лет.
В содержании этой книги ощущается воздействие мысли Дидро, который воплощал умонастроение тогдашнего передового народа, и главного идеолога буржуазии, которая захватила в свои руки как промышленную, так и торговую жизнь страны.
***
Французская почта в 1984 году специально ко 200-летию со дня смерти великого философа, выпустило почтовую марку номиналом в сто франков для заморского департамента Футуна и Уоллис. На марке изображен титульный лист «Энциклопедии».
***
Памятник Дени Дидро в столице Франции –