Сигвей (Segway) – электрический скутер (электроскутер) – игрушка-самокат или транспорт будущего?
Что такое скутер Segway (Сегвей или Сигвей) — просто оригинальная игрушка или перспективня разработка, способная в будущем вытеснить с дорог не только велосипедистов, но и пешеходов?
***
Segway (Сегвей или Сигвей) – это параллельноколёсный скутер, а точнее электроскутер, колёса которого расположены справа и слева от водителя. Имеется пульт дистанционного управления. Заряжается от обычной электросети. Зарядки аккумулятора хватает 15-20 км дороги. Максимальный вес пользователя ограничен 117 килограммами, минимальный – 45 кг. Вес скутера – 45 кг. Максимальная скорость, которую может разогнать это «железный пони» – 20 км/час. Цена в РФ – порядка 350 тыс рублей.
***
Электроскутер Сигвей разработан Дином Кейменом (американский изобретатель). Впервые широкая публика увидела этот скутер в 2002 году.
Как и современные образцы, первый скутер Сегвей был оснащён системой так называемой «динамической стабилизации», которая, с помощью гироскопических датчиков наклона, постоянно (если точнее, то 100 раз в секунду!) анализирует дисбалансировку при перемене положения тела пользователя. Эти сигналы автоматически отправляются в микропроцессоры, управляющие электродвигателями (у каждого колеса – свой двигатель на 2 лошадиные силы). Таким образом, управляется Сигвей отклонением в нужную сторону.
Уже более 10 лет прошло с момента появления первого Сегвея, и на эту «тему» разработаны уже довольно много модификаций и вариаций полезных (и не очень) приборов:
— iBOT – инвалидное кресло всё того же учёного Кеймена,
— основанный на технологии «ДС» военный робот,
— Сегвей с сиденьем (ага!)
— Сегвей детский – упрощённая версия, называемая «Dareway» —
— Имиджевый Segway Ferrari
— Имиджевый Segway от Шанель))
Очень много интересного происходило вокруг Сегвея за последние годы. И президент США Джордж Буш младший с него падал, и американских военных ими оснастили, и ряд стран запретил этот вид транспорта (Германия, Великобритания, Австралия), другие страны приравняли к мопедам/мотоколяскам/велосипедам.
Стоит отметить, что в нашей стране пока что нет никаких законов и санкций, касающихся сегвеев.
***
Давайте поближе рассмотрим модель Сегвея X2, выпущенную в 2006 году. Она в первую очередь разрабатывалась для эксплуатации в городских условиях, однако отлично справляется с ездой по пересечённой местности, чему помогают увеличенная ширина трака, специально настроенное программное обеспечение, специальные крылья и покрышки низкого давления.
Интересно, что Segway не является устройством типа «сел и поехал», как мотоцикл или автомобиль. Сегвей представляет собой набор деталей, собрать которые вам надо самостоятельно! Коробка с частями скутера по размерам меньше, чем от стиральной машинки. Отдельно поступают пульт управления, декоративные насадки, «руль» и колеса с приводом.
Специальные инструменты для сборки вам не понадобятся, так как в комплекте идёт всё необходимое – от ручек для закручивания, до последних болтиков. Сама сборка занимает до получаса, особенно если запастись схемой сборки.
Желательно ознакомиться с 150-страничным мануалом. Если этого не сделать, то произойдёт что-нибудь нехорошее. Об этом нам красноречиво напоминают на наклейках, располагающихся на «руле».
На самом деле, освоить этот аппарат совсем несложно!
***
Если говорить о дизайне, то стоит отметить, что особо хвалить здесь нечего – выглядит сегвей как мотоблок/минитрактор — агрессивный протектор шин, мощные крылья, вывернутый наизнанку руль, грубые сварные швы…
Но это только без наездника! А с человеком сверху, да в движении Segway представляет собой довольно футуристичное зрелище – эдакая лавирующая в потоке пешеходов самодвижущаяся платформа.
***
Включается он нажатием лишь одной кнопки на пульте управления – производитель называет это «ключ зажигания». Важно, что этот пультик не обязательно крепить к рулю, можно просто выключать и включать аппарат дистанционно.
Экран пульта маленький по размерам и чёрно-белый, нельзя похвалить и читаемость, хотя блики и отсутствуют… Параметры отображаемые на экране: соединение со скутером, наличие неисправностей, зарядка батареи, пробег и скорость движения, а также другие параметры….
***
Рулить этим скутером (напомним, что речь идёт о Segway X2) весело и легко. На освоение навыка уходит всего несколько минут. Встал, выровнял тело в пространстве, потом слегка наклонился и – готово!
Если вы наклоняетесь вправо и влево – то скутер поворачивает, если вперёд – едет вперёд, если назад, то сегвей либо останавливается, либо едёт назад. Реагирует аппарат на ваши движения мгновенно, без каких-либо задержек.
Скутер очень устойчив, никаких навыков гимнаста и акробата вам не потребуется – реально упасть с него довольно затруднительно.
Много свободного пространства для поворота не требуется, то есть радиус поворота равен нулю, хотя, конечно, первые минуты езды на сегвее при первых поворотах, так и тянет зайти на вираж.
Довольно быстро набирается скорость.
Стоит сказать, что сам процесс управления сегвеем – очень приятная штука – именно в плане ощущений тела, поистине захватывает. Хочется ехать куда-то ещё, даже если особой нужды в этом нет. Конечно это и не новость, так как если бы это было не так – разве смог бы Segway завоевать ту бешеную популярность, которую имеет на западе?
***
Вообще, если говорить о перспективах (в том числе рыночных) скутера Segway в России, то, будем честны, спорить тут есть о чём.
Причины спора кроются как в цене (на неполных четыре сотни тысяч целковых можно и машинку прикупить), так и в отсутствии на родине подходящей погоды большую часть года и велосипедной культуры в широком смысле слова. Кататься на Сегвее в России, по больному счёту, просто негде!
Хотя снег сам по себе для этого скутера – не проблема.
Но на будущее – перспективы у скутера на электротяге, конечно, есть. Даже вполне вероятно, что эта «игрушка» в не столь отдалённом будущем станет очень популярным городским средством транспорта.
Причины, помимо описанных выше преимуществ, включают также и дешевизну энергозатрат и экологичность электрических скутеров Segway. Да и их стоимость снижаться, по менее совершенствования электробатарей. Интересно, что в США этот скутер уже сегодня стоит в два раза дешевле, чем у нас.
Но для России — кто же рискнёт предсказать темпы нашего постиндустриального развития?