Вы думаете в Советском Союзе не было воздушного терроризма?

Май 18, 2013
от

Тогда послушайте историю борта 42379, произошедшую ровно 40 лет назад – 18 мая 1973 года, когда утром в забайкальской тайге лесники увидели, как в небе взорвался самолет, из которого на землю полетели тела пассажиров…

Реактивный пассажирский самолёт ТУ-104

***

 

То утро в Читинском аэропорту проходило вполне обыденно – службы на земле готовились встречать ТУ-104, шедший из Москвы под номером 42379.

0_8ae81_71e8cadf_XL

 

В половину четвертого утра диспетчер получил от командира экипажа сигнал о том, что через полчаса самолёт приземлится в аэропорту.

 

НО: магнитная лента донесла до нас последние слова командира о том, что борт захвачен, «нам сейчас скажут куда лететь» и «следую без снижения»… После этого диспетчер увидел, как метка самолёта с экрана локатора исчезла.

 

Чудовищный терракт унёс жизни 81 человека – всех пассажиров и экипажа.

 

К 10 часам утра диспетчер сообщил в КГБ о захвате самолёта и потере с ним связи (о гибели пока что знали только лесники). В воздух подняли вертолёты, которые в сотне км от Читы и обнаружили обломки самолёта и трупы людей. разбросанные в тайге на территории более 10 Га. Сотни людей работали, чтобы собрать тела людей и все вещи, сохранившиеся при падении. Особенно те, которые могли помочь при расследовании причин аварии. Довольно быстро стало понятно, что причина гибели людей – взрыв. А вот КАК бомба попала на самолёт и КТО её туда пронёс – ещё предстояло выяснить…

***

 

Довольно скоро удалось уточнить личности пассажиров того злополучного рейса. Только одно, особенно сильно изуродованное взрывом, тело вызывало вопросы. В медуниверситете Читы смогли восстановить голову этого пассажира. Лицо было сфотографировано и именно по одной из фотографий кассирша иркутского аэропорта смогла опознать человека, который покупал у неё билет до Читы. Нашли корешок билета – была указана фамилия Рзаев…

Из Грузинской ССР поступила инфа о том, что там жил и некоторое время назад пропал г-н Тенгиз Юнуф-оглы Рзаев, 1941 года рождения. Выяснилось, что тот неоднократно предпринимал попытки поступить в МГИМО, постоянно проваливался на экзаменах, при этом винил в этом всех вокруг, но только не себя. Вместе со своим другом, таким же лузером, они решают угнать самолёт и улететь в Китай, однако перед самой этой операцией друг попадает в стационар, лечение затягивается и Рзаев принимает решение действовать в одиночку. В случае неудачи Рзаев решает взорвать самолёт. Опыт взрывных работ у него был большой – в армии он служил сапёром, да и на гражданке несколько месяцев работал на строительстве дороги где проводились взрывные работы (там он и украл взрывчатку). Бомбу он соорудил в виде начиненного взрывчаткой пояса, к батареям был присоединён электровзрыватель.

Рзаев приехал в Иркутск вечером, переночевал в одной из гостиниц города, после чего купил билет на самолёт.

***

Что же произошло в те роковые минуты перед взрывом?

Читинские чекисты рассказывают, что после того, как Рзаев выставил свои условия членам экипажа, мл. лейтенант милиции Владимир Ежиков (по тогдашним правилам милиционер обязательно должен был сопровождать каждый рейс) дважды выстрелил в него (сам пистолет с двумя отсутствующими пулями в магазине был позже найден в тайге).

Одна из ран оказалась смертельной, однако  в последнее мгновение жизни Рзаев успел замкнуть электроцепь…
***

 

После этой трагедии в СССР охрану самолётов непосредственно в полёте (цель которых была одна – не допустить вылета самолёта ЗА ПРЕДЕЛЫ СОЮЗА! ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ. То есть лицо советской империи было на 1 месте. Как и сейчас в России, как мы видим по НОРД-ОСТУ, Беслану…) отменили, зато ввели максимально возможный досмотр багажа (представьте себе – до 1973 года этот досмотр не проводился вообще!), пассажиров на территории аэропортов. Детально были проработаны контртеррористические мероприятия, созданы спецподразделения, занимающиеся освобождением заложников.

***

 

Отдельно стоит упомянуть, что, несмотря на то, что читинская трагедия была одной из самых трагических страниц гражданской авиации советского периода, за последующие десятилетия (до крушения СССР) публикаций по теме практически не было. «Комсомолка» раз написала более-менее подробный материал, однако, при ближайшем рассмотрении становится понятно, — КАК ГРУБО ЕГО ЦЕНЗУРИРОВАЛИ ПРЯМО ПЕРЕД ПЕЧАТЬЮ. Так много противоречий в одной статье очень опытного журналиста: провалы по фактажу, ни имени милиционера, ни количества жертв, всего одна версия произошедшего, перепутана дата трагедии…

Во многом, наверное, эти ляпы были обусловлены тем, что сама по себе правка статей в те годы была очень трудоёмким процессом, так как полосы газеты представляли собой огромные металлические клише, так что за 5 минут, как сейчас на ПК, ничего красиво исправить было нельзя…

***

 

Молва людская, как известно, на расправу очень скора. Милиционеру Владимиру Ежикову покоя не давали и после смерти.

Владимир Ежиков

Родственники погибших в том злополучном рейсе могилу младшего лейтенанта оскверняли неоднократно…

c55adc8d3988

***

 

Не обошлось в той аварии и без гримас судьбы, так часто сопровождающих катастрофа, уносящие от десятки человеческих жизней:

— Сам милиционер, стрелявший в террориста, в тот раз лететь не должен был – просто напарник задержался…

— Одного пьяного полковника на борт не пустили – тот хоть и еле стоял на ногах, но кулаками размахивал как мог…

— Молодой солдат, возвращавшийся с часть из побывки еле уговорил вновь подогнать к самолёту трап. Вне себя от счастья запрыгнул в самолёт…

— Целая команда боксёров возвращалась с соревнований, проходивших в Прибалтике. Соревнования прошли очень успешно для спортсменов…

— Один юноша очень торопился в Читу, однако купить в Иркутске билет не смог. К собственному несчастью парень встретил своего друга, летевшего тем же рейсом, и уговорил его уступить место в самолёте. Вот так – с чужим посадочным талоном, по чужому билету они и прошёл в салон «тушки»…

— Три приятеля, давно не видевшихся и, по случаю встречи напившиеся в драбадан, тупо проспали посадки на борт…

***

 

Для справки —

0001 0002 0003 0004 0005 0006

Понравилась статья? Расскажите друзьям:

Общайтесь со мной

Метки: , , , ,

Написать ответ

Видео прикол: Видео приколы - Наибелее отвечаемый Видео